Технологии воздействия цветом

В современном образовании существует проблема взаимодействия педагога с детьми, которые все чаще проявляют повышенную раздражительность, тревожность, агрессивность…

Такие дети требуют соответствующей психологической поддержки со стороны взрослых, еще необходимее она детям с особыми потребностями. Одним из эффективных путей гармонизации эмоционального состояния малышей, особенно в условиях инклюзивного образования, является использование цветотерапии.

Как инновационная здоровьесберегающая технология цветотерапия способствует коррекции психофизических расстройств и предотвращению их. Результатом является объединение ее элементов с активной двигательной деятельностью детей. Приведем примеры игр с пособиями: «Сухой дождь», «Цветные ладошки», «Волшебный ковер - парашют», которые пригодятся во время организации занятий, развлечений и свободного времени воспитанников.

Пособие «Сухой дождь»

«Сухой дождь» - это пособие состоящие из разноцветных атласных лент, закрепленных на обруче. Ленты расположены плотно друг к другу, по цветам радуги (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)

Атласные ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для замкнутых и влияет на детей. Он многофункционален тревожными детьми "сухой дождь" можно использовать следующим множество органов чувств. В работе с образом

«Убежище».

Если ребёнку во время группового занятия захочется уединиться, побыть «одному», он говорит: «Я в убежище» или молча, прячется за лентами сухого дождя.

«Дождь превращений».

Помогает неуверенным в себе, тревожным детям войти в нужный образ. Например: «Встань под дождь, закрой глаза. Сейчас на тебя упадёт невидимая волшебная пыль, и ты превратишься в сильного, могучего, уверенного в себе льва… Итак, ты – царь зверей! Выйди! Покажи, какой ты!».

«Шаг в уверенность» (для индивидуальной работы).

Ребёнок находится под лентами дождя. «Сейчас ты пока недостаточно уверенный в себе человек, нуждаешься в защите, укрываешься под лентами. Это твоё убежище. Но нельзя всю жизнь прятаться. Сделай шаг в уверенность, почувствуй, как эта уверенность проникает в тебя и расходится по всему телу… Тебе легко, ты уверен в себе. Запомни, пожалуйста, эти ощущения. Оставайся таким! Открой глаза». Далее идёт обсуждение с ребёнком его ощущений, самочувствия и т.п

Так же это пособие можно использовать для закрепления знания детьми основных цветов спектра, давая малышу задания:

- «Покажи (дотронься) до ленточки красного цвета»,

- «Покажи Мишке ленту желтого цвета»,

- «Покажи и назови ленточку синего цвета» и тому подобные задания.

Так же малышу можно предложить разноцветные прищепки, для того, что бы он закрепил их на лентах того же цвета. Старшие дети могут закреплять прищепки в соответствии со схемой или словесной инструкцией (красную прищепку на зелёную ленту). Здесь ребёнок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук.

Наблюдая за тем, какой «любимый» цвет ребёнок выбирает можно судить о том какой у него характер или какое у него сегодня настроение.

Красный цвет - используют активные, непоседливые дети. Они живые, непослушные, неугомонные.

Оранжевый цвет дети – весельчаки. Они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин.

Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией. Это дети–мечтатели. Они легко придумываю себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве.

Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы. Такие дети спокойны.

Голубой цвет предпочитают спокойные дети. Они тихие, спокойные, уравновешенные

Синий цвет выбирают спокойные, уравновешенные дети. Они все делаю не торопясь и обстоятельно.

Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети». Они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные.

Дидактическая игра «Цветные ладошки»

Дидактический материал:бумажные (ламинированные) ладошки разных

цветов, форм и размеров.

Описание игры:игра предназначена для детей младшего, среднего, старшего возраста.

Игра направлена на создание эмоционального положительного настроения и развитие фантазии, сенсорного восприятия и мелкой моторики рук, умение работать совместно, колективно.

Цели игры:

Образовательные:

- учить сравнивать и выбирать ладошки по цвету, форме, величине;

- учить детей видеть целостный образ в отдельных частях.

Развивающие:

- развивать воображение, логическое мышление, внимание, речь;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать самостоятельную игровую деятельность.

Воспитательные:

- создать эмоциональный положительный настрой ;

- воспитывать интерес к игре;

- развивать умение работать совместно, коллективно.

- обогатить чувственный опыт ребёнка,

- развивать его умственные способности;

- умение сравнивать, классифицировать предметы;

- высказывать свои суждения;

- делать умозаключения.

Игры с « Волшебным ковром - парашютом»

ЦЕЛЬ: Создать позитивный эмоциональный настрой. Снять у детей стресс, помощь им расслабиться, улучшить настроение, повысить тонус. Учить распределять собственные усилия во время подвижных игр с ковром- парашютом. Укрепить мышцы плеча, предплечья и кистей рук. Развивать наблюдательность, фантазию, мышление, цветовосприятие, зрительную память. Воспитывать доброжелательность, любознательность, стремление к сотрудничеству.

МАТЕРИАЛ: круглый ковер - парашют (из ткани для подклада, атласа и т. д.), в котором есть сектора каждого цвета радуги, ко всем секторам прикреплены ручки, за которые дети держатся во время игр; шарфики разных цветов, маленькие цветные шарики- мячики, большой легкий мяч…

Как играть с парашютом?

Вот несколько возможных игр.

«Ветер»

Дети берутся за ручки парашюта, и плавно его поднимают и опускают, и наслаждаются ветром, который вылетает из-под парашюта. При этом для синхронизации движений хорошо приговаривать:

Высоко-высоко подняли,

А теперь низко-низко опустили!

А теперь снова высоко-высоко подняли,

И снова низко-низко опустили!

«Море и волны»

Эта игра подходит для любого возраста, она помогает, как активизировать группу, так и успокоить.

Начинаем с мелких волн, потом раскачиваем парашют всё сильнее, устраиваем шторм, потом постепенно уменьшаем волны, приговаривая, что ветер стал слабее, волны утихают, и на море штиль.


Можно посадить малышей в серединку на парашюта – и устроить волны вокруг них.

«Домик-теремок»

Ведущий и дети берутся за ручки парашюта, и плавно опускают его, потом поднимают высоко, и дают парашюту наполниться воздухом. В этот момент дети забегают в домик, и там сидят.

Эта игра подходит для самых маленьких, с полутора-двух лет.

Можно приглашать в домик не всех детей, а по одному, получится отличная игра на знакомство. Более того, если в группе больше, чем один Ваня, то мы сразу увидим всех детей с одинаковыми именами.

Открываем теремок,

Ваня, Ваня, заходи!

И в окошки погляди.

А теперь вылезай,

И Андрюшу приглашай!

Можно с теми же движениями играть в сказку «теремок» или сказку Сутеева «Под грибом».

«Спокойной ночи»


Можно использовать пространство под парашютом для расслабления – дети заходят под парашют, и там ложатся спать – а взрослые плавно машут над ними парашютом, и говорят тихо и спокойно.

Заходите в домик, ложитесь спать,

Пусть вам приснятся хорошие сны,

Ложитесь поудобнее, закрывайте глазки.

А теперь ночь, все спят.

Вот и утро настало,

Уже солнышко встало,

Поднимайтесь,

Просыпайтесь!

Вставайте, делайте зарядку,

Умывайтесь и идите гулять!

«Грибок»

Все держатся за ручки парашюта, и плавно поднимают его три раза, и на третий раз все, не отпуская ручки, заходят внутрь парашюта, и он плавно опускается сверху на всех.

Дует-дует ветерок,

Заходите под грибок!

«Карусели»

С парашютом можно играть во многие хороводные игры с движением по кругу, с замедлением и ускорением, например, в карусели.

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом-бегом-бегом!

Погодите, не спешите,

Карусель остановите!

Воробушки, домой!

Взрослые поднимают и опускают парашют, а под ним прыгают на двух ногах дети-воробушки, которые машут крылышками. Когда звучит команда «вылетай поскорей», все дети выбегают из-под парашюта, а потом по команде «воробушки, домой» все летят обратно, стараясь при этом никого не сбить и не уронить на бегу.

Среди белых голубей

Скачет серый воробей.

Среди белых голубей

Скачет серый воробей.

Воробушек-пташка,

Серая рубашка,

Вылетай поскорей!

Выбегай, не робей!

Полетали, покружились,

И обратно воротились.

Воробушки, домой!

«Красный вход, синий выход»

Парашют отлично подходит для активных подвижных игр с простыми правилами. Например, можно объявить, что дети могут заходить только через красный сектор, и выходить напротив, через синий, а обратно бежать снаружи от парашюта, чтобы не было столкновений внутри. Взрослые поднимают и опускают парашют, а дети вбегают со стороны красного входа, и выбегают там, где синий выход, если их не коснулся парашют. Если же парашют уже опустился, то дети останавливаются и ждут нового дня.

«Сугроб»

В этой игре все дети должны при слове «сугроб» спрятаться внутри под парашютом. Взрослые поднимают и опускают парашют, немного раскачивая его, а дети бегают вокруг, или забегают внутрь, потом снова выбегают. На слове «сугроб» парашют опускают.

Дует-дует ветер в лоб,

И надул большой сугроб.

«Яблочко по блюдечку»

Для этой игры нужен парашют и большой лёгкий мяч.

Команда объединяется, натягивает парашют, потом начинает плавно покачивать парашют, стараясь с одной стороны помочь мячику катиться по парашюту вдоль края, с другой стороны – следя за тем, чтобы мяч не упал с парашюта. Эта игра рассчитана на старших дошкольников и школьников, она требует большой командной работы и активного взаимодействия.

«Весёлые мячики»

Для этой игры нужно много небольших поролоновых мячиков, которые могут прыгать на парашюте. Все играющие держат парашют за край, растягивают его, а потом создают волны, чтобы мячики скакали над парашютом. При этом мы стараемся не ронять мячики с парашюта, и просим детей приносить разбегающиеся мячики и кидать их снова на парашют. Эта игра вызывает огромный восторг. Важно при игре с малышами держать парашют достаточно низко, чтобы дети видели прыгающие мячики.

«Кошки-мышки»

Для этой игры нужен мягкий ковёр или газон, по которому можно ползать, и большой парашют. Все, кроме двух ведущих, держат парашют за края. Оба ведущих снимают обувь, и оба договариваются, что будут не ходить, а только ползать на коленках. Игрок «кошка» ползает сверху по парашюту, а игрок «мышка» ползает под парашютом по кругу ближе к краю. В это время все остальные игроки, сидящие вокруг парашюта, создают волны, и таким образом мешают «кошке» увидеть, как двигается под парашютом «мышка». Задача «кошки» – заметить и поймать сквозь ткань уползающую «мышку». Выходить за край парашюта нельзя.

«Утка – гусь»

В этой игре парашют выступает в роли ровного круга, вокруг которого все игроки сидят на корточках. Водящий ходит по часовой стрелке, и гладит того, кто рядом с ним, по голове, приговаривая:

«Утка! Утка! Утка! Гусь!»

Как только он выбрал гуся, он должен убегать от выбранного игрока вокруг парашюта. Гусь должен вскочить и побежать вслед за водящим, и попробовать успеть его осалить до того, как водящий добежит и сядет на место Гуся.

Если гусь догнал водящего, тот водит ещё раз. Если водящий успел добежать и занять место гуся, то тот становится новым водящим, и теперь он выбирает себе гуся.

Кiлькiсть переглядiв: 321

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.