Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста

Под плоскостопием понимают деформацию, сопровождающуюся уплощением сводов стопы. Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто. Она характеризуется опусканием её продольного или поперечного свода, а в дальнейшем появляются и тяжёлые симптомы:

· быстрая утомляемость при ходьбе;

· боли в стопах, голенях;

· затрудненеия при беге, прыжках;

· ухудшение координации движений.

Причины плоскостопия:

· врождённая патология;

· рахит;

· заболевания нервной системы;

· травмы стоп;

· слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода;

· тесная обувь (особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, т.к. они лишают стопу её естественной гибкости);

· длительная и чрезмерная нагрузка, которая ведёт к переутомлению мышц и к стойкому опущению сводов.

Стопа как орган

Стопа претерпевает изменения на протяжениии всей жизни человека, но наиболее интенсивное формирование сводов стоп идёт в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребёнка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.

Стопа в теле человека выполняет три биомеханических функции:

· рессорную;

· балансировочную;

· толчковую.

При плоскостопии страдают все функции стопы.

Рессорная функция –это смягчения толчков при ходьбе, беге, прыжках. Она возможна благодаря способности стопы упруго распластываться под действием нагрузки с последующим обретением первоначальной формы. При плоскостопии толчки более резко передаются на суставы нижних конечностей, позвоночника, внутренние органы, что способствует ухудшению условий для их функционирования, микро-травматизации, смещениям.

Балансировочная функция – регуляция позы человека при движениях. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры. Человек осязает площадь, по которой проходит. При плоскостопии положение костей и суставов изменяется, связочный аппарат деформируется. В результате у детей страдает координация движений, устойчивость.

Толчковая функция – сообщение ускорения телу человека при движениях. Это самая сложная функция стопы, так как в ней используются и рессорность, и способность к балансировке. Ослабление этой функции наиболее наглядно проявляется при беге, прыжках.

С глубокой древности известна ещё одна функция стопы, не имеющая прямого отношения к биомеханике. Стопа – это область, богатейшая нервными рецепторами и являющаяся «энергетическим окном» организма. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела.

Дети, страдающие плоскостопием, могут предъявлять жалобы на повышенную утомляемость ног, боли в стопах, голенях при беге, длительной ходьбе и к концу дня. Возможно появление головных болей после двигательных нагрузок как следствие снижения рессорной функции стоп.

Профилактика плоскостопия

Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное и полноценное лечение рахита, патологии центральной нервной системы, укрепление мышц и сумочно-связочного аппарата нижних конечностей при помощи гимнастики и массажа. В более позднем периоде, начиная с года, когда ребенок осваивает вертикальную позу, ходьбу не менее важно ношение рациональной обуви.

Рациональной (ортопедически верной) для здоровых детей до трех лет является обувь, плотно обхватывающая, но не сдавливающая ногу, с жестким задником, фиксирующим пятку в верном положении, каблуком высотой 0,3-0,5 см, подошвой, дающей возможность переката. Здоровым детям до семи лет тоже необходима обувь с небольшим каблуком (до 1 см) и возможностью переката. Задник может быть мягким. Ходить босиком или в носках по полу детям дошкольного возраста вредно. Они могут ходить босиком по песку, гальке, траве, наклонной плоскости вверх и вниз, по гороху, фасоли...

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.

Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста

Специальные упражнения целесообразно включать в игры, не заметно увеличивая их количество каждый день. Не забывая про перегрузки, даже «специальные».И ещё следует придерживаться принципа «не навреди»!

Для детей дошкольного возраста достаточно 15-20 минут в день. Но в любом возрасте начинают с пяти-шести (не более) упражнений.

1. Ходьба на носочках.

2. Ходьба на пяточках.

3.Ходьба на наружном крае стопы (как мишка косолапый).

4. Ходьба с поднятыми пальцами ног.

5. Ходьба с собранными в «кулак» пальцами ног.

6. Ходьба боком приставным шагом по канату.

7. Ходьба по ребристой доске.

8. Ходьба боком приставным шагом по обручу или гимнастической палке, лежащим на полу. Катание гимнастической палки одной или двумя ногами.

9. Ходьба приставным шагом и лазанье по шведской стенке.

10. Ходьба по следовой дорожке.

11. Ходьба по гимнастическому мостику.

12. «Пальчики поссорились, помирились». Стоя (или сидя на полу, руки в упоре сзади), развести носки ног в стороны, свести вместе.

13. «Пяточки поссорились, помирились». Стоя (или сидя на полу, руки в упоре сзади), развести пятки в стороны, свести вместе.

14. «Гармошка». Стоя, сомкнуть стопы вместе, потом развести, как можно шире, носки, затем из того же положения развести, как можно шире, пятки и т.д., вернуться в исходное положение.

15. Сидя на полу, согнув ноги, руки в упоре сзади, выполнять ползающие движения стоп вперёд и назад с помощью пальцев.(«Гусеница»)

16. Сидя, разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе по 8-12 раз каждой ногой.

Положение рук в этих упражнениях (исходное положение – стоя) может быть разным: на поясе, в стороны, вверх, за спиной «на полочке», руки в замке за головой, главное, чтобы спина была прямая и голова «смотрела» вперёд, а не вниз.

Упражнения с мячом

1. Зажав мячик между ногами, медленно идти, стараясь не уронить его.

2. Сидя на полу, упереться сзади руками в пол и стараться, как можно выше, поднять ногами мяч.

3. Сидя на полу, упор руками сзади, стараться, как можно дальше, бросить мячик.

4. Сидя на полу, упор руками сзади, занимающиеся сидят в кругу. Передавать мяч ногами друг другу, стараясь при этом не ронять мяч.

5. Стоя или сидя, вращать на полу мяч ногой. (Желательно, чтобы мяч был рельефный. Размер может быть разным.)

Все упражнения для коррекции плоскостопия желательно (а в некоторых упражнениях просто необходимо) проводить босиком. Исключением может быть ослабленное здоровье после болезни и низкая температура в помещении, в таком случае можно одеть тоненькие носочки.

Упражнения с ленточкой (верёвочкой, косичкой)

1. «Растяни ленточку». Сидя на полу, руки в упоре сзади. Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить её концы пальцами ног, ноги поднять и развести в сторону (распрямить ленточку).

2. «Снежный ком». Ленточку сложить двумя ногами одновременно так, как-будто «лепим» снежок.

3. «Клубок». Ленточку свернуть спиралевидно.

Упражнения с карандашами

1. Сидя на полу, стуле или стоя, брать пальцами ног разбросанные на полу карандаши и перекладывать их в определённое место. Захватив пальцами одной стопы карандаш, походить так 30-40 секунд, затем то же самое другой стопой.

2. «Нарисуй фигуру». Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку), и буквы (А, К, Г, Л, П,Т, Ш). «Рисовать» можно как стоя, так и сидя.

3. «Художник». Стоя, карандашом, зажатым пальцами ног, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем и другой тоже.

4. С помощью карандашей также можно учить или закреплять счёт. При перекладывании карандашей их можно считать. С малышами можно закреплять цвета, например, собирать карандаши определённого цвета. Эти упражнения очень нравятся детям, так как они не только познавательные, но ещё и очень весёлые.

Упражнения с мелкими предметами

Сидя на полу, руки в упоре сзади, собирать пальцами ног мелкие предметы и складывать их в определённом месте. Когда у ребят эти упражнения получаются хорошо и без особого труда, можно устаивать своеобразные соревнования: кто больше или быстрее соберёт, кто при перекладывании ни разу не уронит и т.д.

Упражнения с платочками

1. Поднимать пальцами ног носовой платок, разглаживать его ногой, как утюгом.

2. Подними платки. Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счёт 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги. Упражнение выполняется сидя на стуле.

Систематическая работа по профилактике плоскостопия в условиях нашего ДОУ является одним из важных факторов укрепления здоровья детей.

Массаж для профилактики плоскостопия

Массаж стоп – прекрасная оздоравливающая процедура, полезная для всех возрастов. Массаж стоп используется при профилактике плоскостопия для повышения тонуса мышц стопы, для снятия усталости мышц после нагрузкок, для нормализации тонуса, в качестве восстановительной процедуры.

Основные приёмы массажа.

Мышцы голени обычно массируют по направлению от голеностопного сустава к коленному, а стопу – от пальцев к пятке.

Наиболее часто используемые массажные приёмы : поглаживание, растирание, выжимание, разминание, отглаживание, рубление и т.д.

Массаж стоп с целью профилактики плоскостопия обычно длится 5 -10 минут.

Понятие сколиоза, его профилактика и коррекция

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости.

Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и сзади – кифосколиоз. Позвоночник человека в норме имеет четыре физиологических искривления – изгиб вперёд (лордоз) в шейном и поясничном отделах, изгиб назад (кифоз) в грудном и крестцовом отделах. Все другие изгибы, ассиметрии или смещения от центральной оси позвоночника и есть сколиоз.

Название сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и, соответственно, выпуклой стороны искривления. Таким образом, можно встретить, например, правосторонний грудной сколиоз. Сколиоз может быть, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным – при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности.

Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия его, т.е. поворот вокруг вертикальной оси, причём тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а остистые отростки в вогнутую. Торсия способствует деформации грудной клетки и её ассиметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.

Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте сколиоз проявляется наиболее выражено.

Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник, мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратных мышц поясницы, подвздошно-поясничных мышц и мышц плечевого пояса. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки. Используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.

Упражнения у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство.

Упражнения у вертикальной плоскости (стена, дверь). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц – от 3 до 6 секунд, расслабление от 6 до 12 секунд.

Упражнения с предметами на голове (кубики, мешочки-подушечки, наполненные песком, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. Правильным считается такое положение головы, когда нижний край носа и ушное отверстие находятся на горизонтальной линии. К таким упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет. С предметом на голове (попеременно руки в стороны, на поясе, свободно вдоль туловища) пройти а заданном направлении до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол т.п.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове, повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки.

Упражнения для укрепления мышечного корсета

«Велосипед». «Мостик».

«Кошечка»

«Лодочка»

Упражнения с палкой и мешочком

Вис на шведской стенке Ходьба с мешочком на голове

Группировка «в комочек» и затем полное расслабление

Профилактика:

Профилактика развития нарушенийосанки исколиозов должна быть комплексной:
1) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
2) правильная и точная коррекция обуви; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость).
3) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
4) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
5) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, столом, дома в кресле и т.д.);
6) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
7) плавание.

Основными задачами нашого детского сада по физическому воспитанию являются:

1. Охрана и укрепление здоровья детей.

2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.

3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

4. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.

5. Обеспечение физического и психического благополучия.

В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание мы уделяем профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия).

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания и тесного сотрудничества инструктора по физкультуре, медицинских сотрудников, воспитателей, психолога и, конечно же, родителей!.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми.

Секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни:

· поддержание физического здоровья;

· отсутствие вредных привычек;

· правильное питание;

· толерантное отношение к людям;

· радостное ощущение своего существования в этом мире!

Результаты здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят:

«В здоровом теле – здоровый дух»

Кiлькiсть переглядiв: 481

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.