Музыкальная терапия
Слушание, восприятие музыки
Сен-Санс «Карнавал животных»: «Лебедь», «Кенгуру», «Ослик»,
«Аквариум», «Кукушка», «Слон»
Педагог проводит беседу о произведениях, которые детям предстоит послушать: знакомит с названием музыкального произведения, композиторе, характере музыки, обращает внимание на выразительные свойства музыки, затем даёт детям прослушать музыкальные произведения и самим угадать, о ком рассказывает музыка. Можно предложить детям посмотреть иллюстрации, предложить им подобрать слова, характеризующие музыкальные персонажи, затем выразить в движениях героев музыкального карнавала.
Д. Кабалевский «Три подружки»: «Плакса», «Резвушка», «Злюка»
Педагог знакомит детей с программой музыкальных произведении, которые они будут прослушивать, обращая внимание на изобразительные свойства музыки, которые могут передать многие человеческие чувства и настроения. После прослушивания музыки дети делятся полученными впечатлениями. Затем педагог даёт детям карточки или куклы с лицами с различной мимикой. После повторного прослушивания дети выбирают карточку или куклу с мимикой лица, соответствущей настроению прослушанного произведения.
П. Чайковский «Танец маленьких лебедей»
В беседе, предшествующей слушанию музыки, педагог знакомит детей с композитором, а также программой музыкального произведения, описывая картину волшебного лесного озера и прекрасных лебедей. Дети слушают музыку, представляя себе сказочную картину. Затем рассказывают о впечатлениях, вызванных музыкой.
И. Арсеев «Красная Шапочка и Серый Волк»
Дети слушают музыку и рассказывают, с какими картинами она у них ассоциируется. Затем педагог знакомит детей с названием музыкального произведения, композитором, его характеристикой ( 2-х частная форма, разнохарактерность частей, резкая смена динамических оттенков, темпа и др.). После этого педагог предлагает к прослушиванию разные части произведения, предлагая угадать детям их название.
Вокалотерапия
Развитие музыкального слуха и голоса
Попевки
«Эхо». Дети поют каноном, повторяя за взрослым:
Эхо…Эхо… Отзовись! Отзовись!
Чисто петь… Чисто петь… Научись, научись.
Слушай, слушай,
Не зевай, не зевай.
Всё за мной, всё за мной. Повторяй, повторяй.
«Здравствуйте, ребята!»
Педагог: Здравствуйте, котята! Дети: Мяу-мяу-мяу!
Здравствуйте, телята! Му-му-му!
Здравствуйте, мышата! Пи-пи-пи!
Здравствуйте, барашки! Бе-бе-бе!
Здравствуйте, утята! Кря-кря-кря!
Здравствуйте, лягушки! Ква-ква-ква!
Здравствуйте, козлята! Ме-ме-ме!
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте!
Песни
Песня «К нам гости пришли»
Педагог: К нам гости пришли, дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили, пироги пекли.
Дети: Мы не зря кисель варили, пироги пекли.
Педагог: С морковью пирог и с капустой пирог,
А который без начинки – самый вкусный пирог.
Дети: А который без начинки – самый вкусный пирог.
Педагог: Наш детский сад дружбой славится,
Приходите, гости, чаще, если нравится!
Дети: Приходите, гости, чаще, если нравится!
Песня «Две лягушки»
Педагог: Две лягушки вечерком на лугу сидели
Две лягушки вечерком на луну глядели.
Дети: Ква-ква-ква, ква-ква-ква! На лугу сидели.
Ква-ква-ква, ква-ква-ква! На луну глядели.
Педагог: Тут комарик на лужок прилетел под липки,
Сел на тонкий лопушок, заиграл на скрипке.
Дети: Ти-ли-ли, ти-ли-ли! Прилетел под липки.
Ти-ли-ли, ти-ли-ли! Заиграл на скрипке.
Педагог: Две лягушки комара мигом услыхали
На лужайке до утра польку танцевали.
Дети: Тра-ля-ля, тра-ля-ля, мигом услыхали.
Тра-ля-ля, тра-ля-ля! Польку танцевали.
После пения дети инсценируют песню, используя атрибуты и элементы костюмов: скрипка, шапочки лягушек, комара.
Песня «Ребята - поварята»
Педагог: Мы весёлые ребята, мы ребята – поварята.
Любим маме помогать, любим ложками стучать.
Дети: Тук-тук-тук, ….
Педагог: Сами мы замесим тесто, а чтоб было интересно
Банки – склянки достаём, мы сыграем и споём.
Дети: Ля-ля-ля, …
Педагог: Где же наши поварёшки? Поиграйте нам немножко.
Помогай нам, медный таз, мы играем: раз, два, раз!
Дети: Бам-бам-бам,…
При пении дети могут отстукивать ритм музыки кулачками, в ладоши, ладонями по коленям.
Песня «Цап-царап»
Педагог: У котёнка лапки – мягкие подушки,
А внутри царапки, острые игрушки.
Дети: Цап- цап, цап – царап, острые игрушки (2 раза).
Педагог: Учит сына кошка: « Не зевай, сынишка,
Где шуршит немножко, там, наверное, мышка!»
Дети: Цап-цап, цап-царап, там, наверное, мышка! (2 раза).
Педагог Учит сына мышка: «Берегись, сынишка!
Где шуршит немножко, там, наверное, кошка!»
Дети: Цап-цап, цап-царап, там, наверное, кошка!» (2 раза).
При повторном пении дети инсценируют песню.
Используются шапочки кошки и котёнка, мышки и мышонка.
Песенное творчество
«Спой своё имя» (музыкальный диалог)
Педагог пропевает музыкальный вопрос, на который ребёнок даёт музыкальный ответ. Например:
Педагог: Как тебя зовут?
Ребёнок: Меня зовут Серёжа, или поёт своё имя, например: Виталик.
«Кто там топает по крыше?» (музыкальный диалог)
Педагог: Кто там топает по крыше?
Ребёнок: Топ! Топ! Топ!
Педагог: Чьи шаги я ночью слышу?
Ребёнок: Топ! Топ! Топ!
«Колыбельная»
Педагог даёт ребёнку куклу или мягкую игрушку и предлагает придумать слова и спеть колыбельную песню. Если ребёнок не может придумать слова, педагог предлагает ребёнку спеть песню на слог «Ля-ля…».
«Грустная песенка – весёлая песенка»
Детям предлагается проявить творческую инициативу, сочинив песенку или мелодию на слог «ля» на заданный характер музыки: грустная песенка, весёлая песенка, или определённый жанр: колыбельная, плясовая, маршевая.
Танцетерапия
Игроритмика
Упражнение «Хлопай, топай»
1-ый вариант: Дети выполняют хлопки, затем притопы на сильные доли такта. Затем хлопки и притопы выполняются на слабую долю такта.
2-ой вариант: На громкую музыку дети в ритме музыки хлопают в ладоши или топают поочерёдно ногами, на тихую музыку дети легко касаются друг о дружку указательными пальцами или тихо касаются пола пальцами правой или левой ноги.
Упражнение «Весёлые ладошки»
Дети маршируют на счёт «1-2», выполняя хлопки через счёт (на «1» или только на «2»), затем дети хлопают на счёт «1-2», выполняя шаги через счёт.
Упражнение «Дирижёры»
Под спокойную, ритмичную музыку дети выполняют плавные движения руками. Сначала движения выполняются одной рукой - правой и левой поочерёдно, затем двумя одновременно.
Упражнение «Будь внимательным»
Звучит ритмичная музыка , темп которой периодически меняется. Дети выполняют ходьбу, бег, движения туловищем, меняя темп выполнения соответственно темпу музыки.
Танцевально-ритмическая гимнастика
Комплекс упражнений «Солнышко лучистое»
Под песню «Солнышко лучистое » дети выполняют движения по показу взрослого, включающие в себя лёгкий бег, прыжки, повороты, движения шеи и рук. В конце комплекса выполняются релаксационные упражнения с восстановлением дыхания.
Комплекс упражнений «Разноцветные ленты»
Детям выдаются длинные ленты, закреплённые на палочках. Включается музыка, и под руководством педагога дети танцуют с лентами. Затем дети, лёжа, расслабляются, слушают своё дыхание.
Комплекс упражнений «Поднимай флаг»
Под музыку «Яблочко» дети с флажками в руках выполняют движения, повторяя их за педагогом. В конце комплекса выполняются движения, восстанавливающие дыхание.
Композиция «Танцуем вместе»
Дети, стоя в кругу, под руководством взрослого выполняют движения, состоящие из элементов народных танцев, один ребёнок, стоящий в центре, имитирует игру на дудочке.
Композиция «Золотые рыбки»
Дети, не сходя с места, «танцуют», используя только кисти рук: сначала чуть-чуть пошевеливают кончиками пальцев, потом постепенно переходят к усиливающимся волнообразным движениям руками. Движения волнообразные – мягкие, но сильные. Дети наблюдают за усиливающейся усталостью в мышцах рук. Затем они танцуют под музыку с разноцветными платочками, после чего расслабляются, сидя на коленях.
Композиция «Весенняя поляна»
Под спокойную, медленную музыку дети изображают цветы, которые вырастают, распускаются ранней весной с первыми лучами солнца.
Танцы
Танец «Цыплята»
Все дети «цыплята».Под инструментальную музыку «Цып-цып, мои цыплята», дети , по показу взрослого выполняют движения: машут крылышками - « учатся летать», ходят, - «ищут зёрнышки», выполняют приседания - «клюют зёрнышки» и др.
Танец «Весёлые жуки»
Педагог «превращает детей в жуков ». Под руководством взрослого дети выполняют движения: «жуки летят»; « жуки танцуют»; «жуки упали и встать не могут», « жуки уходят».
Танец «Голуби»
Под песню «Рука - крыло» дети имитируют движения голубей: взмахи крыльев, кружение, « полёт голубей», «танец голубей» и др.
Танец «Пчёлки»
Педагог раздаёт детям маленькие ведёрки «для мёда» и дети «превращаются» в пчёлок. Они « летят» за «мамой – пчёлкой », имитируя движения пчёл– «жужжат», «машут крылышками», «собирают мёд» и т.д.
Танец «Утята»
Дети – утята, которые идут за «мамой – уткой» на прогулку. Под музыку они выполняют движения, повторяя их за взрослым.
Танец «Ромашки»
Перед танцем на ковре раскладываются цветы – ориентиры в виде круга – «полянки». Детям на головы одеваются шапочки ромашек и они по показу педагога выпоняют танцевальные движения под нежную, спокойную музыку. Сначала они выполняют движения внутри круга из цветов, затем, по знаку педагога, выходят из круга и танцуют за его пределами.
Танец «Весенние колокольчики»
Все дети – цветы – «колокольчики». Они берут в руки колокольчики и под руководством взрослого выполняют несложные танцевальные движения: «колокольчики спят», «колокольчики проснулись», «колокольчики звенят», «колокольчики танцуют».
Игротерапия
Музыкально-дидактические игры
«Музыкальные инструменты» Игра на развитие тембрового слуха.
Воспитательница играет за ширмой на дудочке, а потом на барабане. Дети слушают и отгадывают, какой инструмент звучит. Затем воспитательница поёт песню о дудочке или о барабане, а дети имитируют игру на этих инструментах.
«Птица и птенчики» Игра на различение высоты звука.
Дети сидят на стульях, разделившись на две группы: «птицы» и «птенчики».
Воспитатель поёт и подыгрывает на металлофоне или фортепиано. Если мелодия поётся на ДО 1 – летают «птицы», на звук ДО -2 - летают «птенчики».
После пения воспитатель говорит: «Кш! Полетели домой!» и дети бегут на свои места.
«Тихие и громкие ладошки» Игра на развитие динамического слуха.
Педагог исполняет музыкальное произведение, периодически меняя динамические оттенки (forte , piano). Дети хлопают в ладоши громко или тихо, в зависимости от динамики звучания.
«Дюймовочка и Великан»
Игра на определение регистров, развитие звуковысотного слуха.
Педагог имитирует диалог Дюймовочки и Великана: играет и поёт в низком регистре вопрос Великана: например «Как тебя зовут?», а в верхнем регистре ответ: «Меня зовут Дюймовочка».
Дети распределяют между собой роли Дюймовочки и Великана, придумывают и пропевают вопросы, отвечают на них, стараясь сохранить при этом регистр, характерный данному персонажу.
Пальчиковая гимнастика
«Белка»
Сидит белка на тележке, - сжать пальцы в кулачок;
Продаёт она орешки:
Лисичке – сестричке, - разогнуть большой палец;
Ёжику, синичке, - разогнуть указательный, средний пальцы;
Мишке толстопятому, - разогнуть безымянный палец;
Заиньке усатому. - разогнуть мизинец.
«Замок»
На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)
Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец)
Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону)
Хозяев поджидал.
«Здравствуйте все!»
Здравствуй, котенок, Здравствуй, козленок.
Здравствуй, щенок. Здравствуй, теленок.
Здравствуй, веселый, смешной поросенок. ( разгибая пальцы, кланяются ими)
Логоритмика
Упражнения на согласование речи, музыки и движения
Развивать чувство ритма (ритмический слух), внимание (переключаемость движений), память (двигательную, слуховую), мимическую и артикуляционную моторику, регулирование мышечного тонуса (расслабление мышц).
Дети поют с педагогом, повторяя за ним движения упражнений.
Логоритмическое упражнение «Мухи»
На паркете в восемь пар - дети хлопают в ладоши;
Мухи танцевали. - топают ногами, руки на поясе;
Увидали паука - широко разводят руки в стороны;
В обморок упали! - наклоняются вперёд, опустив расслабленные
руки вниз (имитируют обморок).
Логоритмическое упражнение «Мы играем на гармошке»
Мы играем на гармошке (2 раза)
Ля – ля, ля – ля; -имитируют игру на гармошке;
Громко хлопаем в ладошки (2 раза)
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп; - хлопают в ладоши;
Тихо дудочка звенит (2 раза)
Ту – ру – ру, ту – ру – ру; - имитируют игру на дудочке;
Громко барабан гремит (2 раза )
Бум – бум, бум – бум! - имитируют игру на барабане.
Логоритмическое упражнение «На земле снежок лежит»
На земле снежок лежит, - покачивают вытянутыми вперёд руками;
Зайка по снегу бежит. - прыгают как зайцы;
Греет ушки, - гладят ушки;
Греет лапки. - гладят лапки;
Без сапожек - наклонившись, показывают на сапожки;
И без шапки. Ой! - руками показывают на шапку; подпрыгивают.
Логоритмическое упражнение «Птица – карр!»
Птица: Карр! Карр! Карр! - дети показывают пальцами «клювики»;
Ветер: Хлоп! Хлоп! Хлоп! - хлопают в ладоши;
Дождик: Кап! Кап! Кап! - стучат по ладошке указательным пальцем;
Ноги: Шлёп! Шлёп! Шлёп! - стучат ногами, руки на поясе;
Туча: Бах! Бах! Бах! - стучать ладонями по коленям;
Мама: Ах! Ах! Ах! - взявшись руками за голову, качают головой;
Дождик: Кап! Кап! Кап! - стучат по ладошке указательным пальцем;
Дети: Ха! Ха! Ха! - разводят руки в стороны.
Логоритмическое упражнение «Это деревья в лесу»
(Исполняется каноном).
Это деревья в лесу. - плавно поднимают руки вверх;
Ветер качает сосну. - качают руками над головой;
Громко звоночки летят. - ладонь с закруглёнными пальцами опущена вниз;
Это к нам птицы летят. - поднимают и опускают руки по бокам;
Плещутся рыбки в пруду. - встряхивают поочерёдно кистями;
Уж уползает в траву. - кисти рук двигаются змейкой вперёд;
Солнце над лесом встаёт. - поднимают руки вверх, к солнцу;
Пляшет, смеётся народ. - хлопают в ладоши.
Музыкально-подвижные игры
Игра «Дудочка и медведь»
Педагог выбирает ребёнка на роль медведя. «Медведь » садится в сторонке, «спит». Под музыку дети выполняют движения соответственно словам игры.
Педагог: Как-то дети в лес пошли, в лесу дудочку нашли.
Когда дудочка играет лес, как в сказке, оживает.
Просыпается медведь, начинает тут реветь:
«Кто в лесу шумит, поёт, спать медведю не даёт?».
«Медведь » просыпается, выходит к детям, дети разбегаются.
Никого он не находит и обратно в лес уходит.
«Медведь» уходит, а дети опять идут гулять.
Снова дудочка играет, лес, как в сказке, оживает.
Игра повторяется 2-3 раза. На роль Винни-Пуха выбирается другой ребёнок).
Игра «Лопота»
Дети идут друг за другом по кругу, напевая вместе с педагогом песню:
Мы идём и поём: «Тра-та-та, тра-та-та!».
Это наш весёлый танец, это «Лопота».
Педагог: Молодцы, ребята! А теперь давайте возьмёмся за ушки и ещё раз споём нашу песню. Дети идут, поют песню, держа себя за ушки.
Педагог: Молодцы, ребята! Ушки мы держали? Дети: Да! Педагог: А носик? Дети: Нет! Педагог: Тогда возьмёмся за носик и ещё раз споём нашу песню.
Игра продолжается несколько раз, педагог каждый раз меняет задание (предлагая детям держаться за щёчки, коленки и т.д.)
Игра «Козлята и волк»
Педагог выбирает ребёнка на роль волка, одевая ему на голову шапочку волка. «Волк» сидит в стороне, «за кустами». Остальные дети - «козлята».
Педагог: Мама козочка козлят вывела гулять:
На поляне порезвиться и потанцевать.
«Козлята» под музыку гуляют на поляне.
Только кто там за кустом щёлкает зубами?
Это волк сердитый. Дети! Все скорее к маме!
«Козлята» убегают. Выходит «волк».
Вышел волк, козлят не видно. Где искать? – Не знает…
И пошёл обратно в чащу, там себе гуляет.
«Козлята» опять выбегают и гуляют на полянке.
Игра «Дракончик Рок»
Под весёлую песню дети, под руководством взрослого, выполняют движения, соответствующие словам песни.
Все девчонки и мальчишки, идите в кружок. - дети становятся в круг;
Начинаем необычный танцевальный урок.
Улыбайся, не стесняйся, смелее, дружок,
Мы танцуем новый танец: «Дракончик Рок».
Лапа – раз, лапа – два, - протягивают руки вперёд;
Влево – вправо закачалась голова. – качают головой;
Ну а потом - верти хвостом, - двигают бёдрами;
Махая крыльями, покружимся кругом. – машут руками, кружатся.
Куплет 2, припев - движения повторяются.
Игра «Цапля и лягушки»
Педагог выбирает среди детей «цаплю» - ребёнка, которому одевает на голову шапочку цапли. Остальные дети «лягушки». Под музыку «цапля » ходит по болоту, «лягушки » наблюдают за ней издалека (спрятались за высокой травой).
Педагог: Вышла цапля долгоногая по болоту погулять,
По болоту погулять и лягушек поискать.
Поискала – не нашла, только слышно: ква-ква-ква!
«Цапля » ищет лягушек, не находит их.
Цапля: Не хочу я тут скучать, лучше буду танцевать!
«Цапля» в стороне танцует, а лягушки в это время прыгают и квакают.
«Цапля » прекращает танцевать, « лягушки » разбегаются.
(игра повторяется 2-3 раза. На роль «цапли» выбирается другой ребёнок).
Игра «Воробушки и кот»
Педагог назначает одного из детей на роль Кота, одевая ему шапочку кота. Остальные дети «воробушки». Под музыку «воробушки» весело прыгают, чирикают, клюют зёрнышки.
Педагог: Малыши- воробушки прыгали, скакали,
На дворе зерно клевали и кота не замечали.
Кот тихонько подползал, он охоту начинал.
Вдруг подпрыгнул и упал, и воробушка поймал!
«Кот» ловит «воробьёв», которые разлетаются при виде кота в разные стороны.
Игра «Кем быть?»
Дети строятся в три шеренги: солдаты, шофёры, танцоры.
1. Мы солдаты, мы солдаты, нас вперёд труба зовёт.
Чётким строем, твёрдым шагом отправляется в поход.
Под музыку № 1 солдаты маршируют по всему залу и замирают с окончанием музыки.
2. Мы шофёры, мы шофёры – целый день мы за рулём.
Мы по адресу любому пассажиров отвезём.
Под музыку № 2 шофёры едут по всему залу и замирают с окончанием музыки.
3. Мы танцоры, мы танцоры, мы плясать не устаём,
Звонко хлопаем в ладоши, и танцуем, и поём.
Под музыку № 3 танцоры танцуют и с окончанием музыки замирают на месте.
Под музыку № 4 – Все дети строятся в свои шеренги.
Театральная терапия, психогимнастика
Этюды с куклами
«Здравствуйте, звери!» (перчаточные куклы)
Педагог раздаёт детям перчаточные кукол – зверей (котенка, поросёнка, мышонка, лягушку, утёнка, собаку и др.), одевая себе на руку куклу – человека (мальчика, девочку, бабушку или др.) и ведёт диалог по очереди с каждым персонажем.
Вед. Здравствуй, котёнок!
Котёнок Мяу! Мяу! Мяу!
Вед. Здравствуй, поросёнок.
Поросёнок Хрю! Хрю! Хрю!
Вед. Здравствуй, мышонок.
Мышонок Пи-пи-пи!
Вед. Здравствуй, лягушонок.
Лягушонок Ква-ква-ква!
Вед. Здравствуй, утёнок.
Утёнок Кря-кря-кря!
Вед. Здравствуй, собачка.
Собака Гав! Гав! и т.д.
«Расскажи о себе» (театр игрушек)
Ведущий обращается по очереди к детям, держащим игрушки, задавая им различные вопросы. Дети отвечают, придумывая ответы. При ответе ребёнок соответсвенно двигает куклой.
Вед. Кто ты? Как тебя зовут? Что ты любишь кушать? Что ты любишь делать? и т. п.
Реб. Я котёнок. Меня зовут Мурзик. и т.п.
«Два весёлых гуся» ( настольный театр)
На столе стоят декорации: домик бабуси, трава, лужа. Педагог распределяет роли и даёт детям кукол: бабусю, серого и белого гуся.
Дети выполняют движения соответственно тексту.
Вед. Жили у бабуси два весёлых гуся. – выходят гуси;
Один – серый, другой – белый, два весёлых гуся.
Мыли гуси лапки в луже у канавки.
Один – серый, другой – белый, в луже у канавки.
(Гуси подходят к луже, моют лапки, прячутся за травой).
(Выходит бабуся, ищет гусей).
Вот кричит бабуся: Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый, гуси мои, гуси!
(Гуси выходят и кланяются бабусе).
Упражнения, этюды, игры
«Карнавал зверей». Упражнение на развитие мышления.
Педагог предлагает детям надеть шапочки (зайца, лисы, медведя) и решить, какого по характеру зверя они будут изображать под музыку (медведя – доброго или злого, зайца – хвастливого или трусливого, лису - хитрую или озорную ). Затем дети передают характерные особенности персонажей, выраженные в музыке. Остальные дети должны отгадать, зверя с каким характером изображал тот или иной ребёнок.
«Пылесос и пылинки» Этюд на расслабление мышц.
Пылинки весело танцуют в луче солнца. (Танцевальная музыка). Пылинки закружились вокруг себя и, кружась всё медленнее и медленнее, оседают на пол.
Заработал пылесос. Пылесос собирает пылинки; кого он коснётся, тот встаёт и уходит.
Когда ребёнок – пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперёд – вниз, руки опускаются, голова
Коментарi