Повернутися до звичайного режиму

Музыкальная терапия

Слушание, восприятие музыки

Сен-Санс «Карнавал животных»: «Лебедь», «Кенгуру», «Ослик»,
«Аквариум», «Кукушка», «Слон»

Педагог проводит беседу о произведениях, которые детям предстоит послушать: знакомит с названием музыкального произведения, композиторе, характере музыки, обращает внимание на выразительные свойства музыки, затем даёт детям прослушать музыкальные произведения и самим угадать, о ком рассказывает музыка. Можно предложить детям посмотреть иллюстрации, предложить им подобрать слова, характеризующие музыкальные персонажи, затем выразить в движениях героев музыкального карнавала.

Д. Кабалевский «Три подружки»: «Плакса», «Резвушка», «Злюка»

Педагог знакомит детей с программой музыкальных произведении, которые они будут прослушивать, обращая внимание на изобразительные свойства музыки, которые могут передать многие человеческие чувства и настроения. После прослушивания музыки дети делятся полученными впечатлениями. Затем педагог даёт детям карточки или куклы с лицами с различной мимикой. После повторного прослушивания дети выбирают карточку или куклу с мимикой лица, соответствущей настроению прослушанного произведения.

П. Чайковский «Танец маленьких лебедей»

В беседе, предшествующей слушанию музыки, педагог знакомит детей с композитором, а также программой музыкального произведения, описывая картину волшебного лесного озера и прекрасных лебедей. Дети слушают музыку, представляя себе сказочную картину. Затем рассказывают о впечатлениях, вызванных музыкой.

И. Арсеев «Красная Шапочка и Серый Волк»

Дети слушают музыку и рассказывают, с какими картинами она у них ассоциируется. Затем педагог знакомит детей с названием музыкального произведения, композитором, его характеристикой ( 2-х частная форма, разнохарактерность частей, резкая смена динамических оттенков, темпа и др.). После этого педагог предлагает к прослушиванию разные части произведения, предлагая угадать детям их название.

Вокалотерапия

Развитие музыкального слуха и голоса

Попевки

«Эхо». Дети поют каноном, повторяя за взрослым:

Эхо…Эхо… Отзовись! Отзовись!

Чисто петь… Чисто петь… Научись, научись.

Слушай, слушай,

Не зевай, не зевай.

Всё за мной, всё за мной. Повторяй, повторяй.

«Здравствуйте, ребята!»

Педагог: Здравствуйте, котята! Дети: Мяу-мяу-мяу!

Здравствуйте, телята! Му-му-му!

Здравствуйте, мышата! Пи-пи-пи!

Здравствуйте, барашки! Бе-бе-бе!

Здравствуйте, утята! Кря-кря-кря!

Здравствуйте, лягушки! Ква-ква-ква!

Здравствуйте, козлята! Ме-ме-ме!

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте!

Песни

Песня «К нам гости пришли»

Педагог: К нам гости пришли, дорогие пришли.

Мы не зря кисель варили, пироги пекли.

Дети: Мы не зря кисель варили, пироги пекли.

Педагог: С морковью пирог и с капустой пирог,

А который без начинки – самый вкусный пирог.

Дети: А который без начинки – самый вкусный пирог.

Педагог: Наш детский сад дружбой славится,

Приходите, гости, чаще, если нравится!

Дети: Приходите, гости, чаще, если нравится!

Песня «Две лягушки»

Педагог: Две лягушки вечерком на лугу сидели

Две лягушки вечерком на луну глядели.

Дети: Ква-ква-ква, ква-ква-ква! На лугу сидели.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква! На луну глядели.

Педагог: Тут комарик на лужок прилетел под липки,

Сел на тонкий лопушок, заиграл на скрипке.

Дети: Ти-ли-ли, ти-ли-ли! Прилетел под липки.

Ти-ли-ли, ти-ли-ли! Заиграл на скрипке.

Педагог: Две лягушки комара мигом услыхали

На лужайке до утра польку танцевали.

Дети: Тра-ля-ля, тра-ля-ля, мигом услыхали.

Тра-ля-ля, тра-ля-ля! Польку танцевали.

После пения дети инсценируют песню, используя атрибуты и элементы костюмов: скрипка, шапочки лягушек, комара.

Песня «Ребята - поварята»

Педагог: Мы весёлые ребята, мы ребята – поварята.

Любим маме помогать, любим ложками стучать.

Дети: Тук-тук-тук, ….

Педагог: Сами мы замесим тесто, а чтоб было интересно

Банки – склянки достаём, мы сыграем и споём.

Дети: Ля-ля-ля, …

Педагог: Где же наши поварёшки? Поиграйте нам немножко.

Помогай нам, медный таз, мы играем: раз, два, раз!

Дети: Бам-бам-бам,…

При пении дети могут отстукивать ритм музыки кулачками, в ладоши, ладонями по коленям.

Песня «Цап-царап»

Педагог: У котёнка лапки – мягкие подушки,

А внутри царапки, острые игрушки.

Дети: Цап- цап, цап – царап, острые игрушки (2 раза).

Педагог: Учит сына кошка: « Не зевай, сынишка,

Где шуршит немножко, там, наверное, мышка!»

Дети: Цап-цап, цап-царап, там, наверное, мышка! (2 раза).

Педагог Учит сына мышка: «Берегись, сынишка!

Где шуршит немножко, там, наверное, кошка!»

Дети: Цап-цап, цап-царап, там, наверное, кошка!» (2 раза).

При повторном пении дети инсценируют песню.

Используются шапочки кошки и котёнка, мышки и мышонка.

Песенное творчество

«Спой своё имя» (музыкальный диалог)

Педагог пропевает музыкальный вопрос, на который ребёнок даёт музыкальный ответ. Например:

Педагог: Как тебя зовут?

Ребёнок: Меня зовут Серёжа, или поёт своё имя, например: Виталик.

«Кто там топает по крыше?» (музыкальный диалог)

Педагог: Кто там топает по крыше?

Ребёнок: Топ! Топ! Топ!

Педагог: Чьи шаги я ночью слышу?

Ребёнок: Топ! Топ! Топ!

«Колыбельная»

Педагог даёт ребёнку куклу или мягкую игрушку и предлагает придумать слова и спеть колыбельную песню. Если ребёнок не может придумать слова, педагог предлагает ребёнку спеть песню на слог «Ля-ля…».

«Грустная песенка – весёлая песенка»

Детям предлагается проявить творческую инициативу, сочинив песенку или мелодию на слог «ля» на заданный характер музыки: грустная песенка, весёлая песенка, или определённый жанр: колыбельная, плясовая, маршевая.

Танцетерапия

Игроритмика

Упражнение «Хлопай, топай»

1-ый вариант: Дети выполняют хлопки, затем притопы на сильные доли такта. Затем хлопки и притопы выполняются на слабую долю такта.

2-ой вариант: На громкую музыку дети в ритме музыки хлопают в ладоши или топают поочерёдно ногами, на тихую музыку дети легко касаются друг о дружку указательными пальцами или тихо касаются пола пальцами правой или левой ноги.

Упражнение «Весёлые ладошки»

Дети маршируют на счёт «1-2», выполняя хлопки через счёт (на «1» или только на «2»), затем дети хлопают на счёт «1-2», выполняя шаги через счёт.

Упражнение «Дирижёры»

Под спокойную, ритмичную музыку дети выполняют плавные движения руками. Сначала движения выполняются одной рукой - правой и левой поочерёдно, затем двумя одновременно.

Упражнение «Будь внимательным»

Звучит ритмичная музыка , темп которой периодически меняется. Дети выполняют ходьбу, бег, движения туловищем, меняя темп выполнения соответственно темпу музыки.

Танцевально-ритмическая гимнастика

Комплекс упражнений «Солнышко лучистое»

Под песню «Солнышко лучистое » дети выполняют движения по показу взрослого, включающие в себя лёгкий бег, прыжки, повороты, движения шеи и рук. В конце комплекса выполняются релаксационные упражнения с восстановлением дыхания.

Комплекс упражнений «Разноцветные ленты»

Детям выдаются длинные ленты, закреплённые на палочках. Включается музыка, и под руководством педагога дети танцуют с лентами. Затем дети, лёжа, расслабляются, слушают своё дыхание.

Комплекс упражнений «Поднимай флаг»

Под музыку «Яблочко» дети с флажками в руках выполняют движения, повторяя их за педагогом. В конце комплекса выполняются движения, восстанавливающие дыхание.

Композиция «Танцуем вместе»

Дети, стоя в кругу, под руководством взрослого выполняют движения, состоящие из элементов народных танцев, один ребёнок, стоящий в центре, имитирует игру на дудочке.

Композиция «Золотые рыбки»

Дети, не сходя с места, «танцуют», используя только кисти рук: сначала чуть-чуть пошевеливают кончиками пальцев, потом постепенно переходят к усиливающимся волнообразным движениям руками. Движения волнообразные – мягкие, но сильные. Дети наблюдают за усиливающейся усталостью в мышцах рук. Затем они танцуют под музыку с разноцветными платочками, после чего расслабляются, сидя на коленях.

Композиция «Весенняя поляна»

Под спокойную, медленную музыку дети изображают цветы, которые вырастают, распускаются ранней весной с первыми лучами солнца.

Танцы

Танец «Цыплята»

Все дети «цыплята».Под инструментальную музыку «Цып-цып, мои цыплята», дети , по показу взрослого выполняют движения: машут крылышками - « учатся летать», ходят, - «ищут зёрнышки», выполняют приседания - «клюют зёрнышки» и др.

Танец «Весёлые жуки»

Педагог «превращает детей в жуков ». Под руководством взрослого дети выполняют движения: «жуки летят»; « жуки танцуют»; «жуки упали и встать не могут», « жуки уходят».

Танец «Голуби»

Под песню «Рука - крыло» дети имитируют движения голубей: взмахи крыльев, кружение, « полёт голубей», «танец голубей» и др.

Танец «Пчёлки»

Педагог раздаёт детям маленькие ведёрки «для мёда» и дети «превращаются» в пчёлок. Они « летят» за «мамой – пчёлкой », имитируя движения пчёл– «жужжат», «машут крылышками», «собирают мёд» и т.д.

Танец «Утята»

Дети – утята, которые идут за «мамой – уткой» на прогулку. Под музыку они выполняют движения, повторяя их за взрослым.

Танец «Ромашки»

Перед танцем на ковре раскладываются цветы – ориентиры в виде круга – «полянки». Детям на головы одеваются шапочки ромашек и они по показу педагога выпоняют танцевальные движения под нежную, спокойную музыку. Сначала они выполняют движения внутри круга из цветов, затем, по знаку педагога, выходят из круга и танцуют за его пределами.

Танец «Весенние колокольчики»

Все дети – цветы – «колокольчики». Они берут в руки колокольчики и под руководством взрослого выполняют несложные танцевальные движения: «колокольчики спят», «колокольчики проснулись», «колокольчики звенят», «колокольчики танцуют».

Игротерапия

Музыкально-дидактические игры

«Музыкальные инструменты» Игра на развитие тембрового слуха.

Воспитательница играет за ширмой на дудочке, а потом на барабане. Дети слушают и отгадывают, какой инструмент звучит. Затем воспитательница поёт песню о дудочке или о барабане, а дети имитируют игру на этих инструментах.

«Птица и птенчики» Игра на различение высоты звука.

Дети сидят на стульях, разделившись на две группы: «птицы» и «птенчики».

Воспитатель поёт и подыгрывает на металлофоне или фортепиано. Если мелодия поётся на ДО 1 – летают «птицы», на звук ДО -2 - летают «птенчики».

После пения воспитатель говорит: «Кш! Полетели домой!» и дети бегут на свои места.

«Тихие и громкие ладошки» Игра на развитие динамического слуха.

Педагог исполняет музыкальное произведение, периодически меняя динамические оттенки (forte , piano). Дети хлопают в ладоши громко или тихо, в зависимости от динамики звучания.

«Дюймовочка и Великан»

Игра на определение регистров, развитие звуковысотного слуха.

Педагог имитирует диалог Дюймовочки и Великана: играет и поёт в низком регистре вопрос Великана: например «Как тебя зовут?», а в верхнем регистре ответ: «Меня зовут Дюймовочка».

Дети распределяют между собой роли Дюймовочки и Великана, придумывают и пропевают вопросы, отвечают на них, стараясь сохранить при этом регистр, характерный данному персонажу.

Пальчиковая гимнастика

«Белка»

Сидит белка на тележке, - сжать пальцы в кулачок;

Продаёт она орешки:

Лисичке – сестричке, - разогнуть большой палец;

Ёжику, синичке, - разогнуть указательный, средний пальцы;

Мишке толстопятому, - разогнуть безымянный палец;

Заиньке усатому. - разогнуть мизинец.

«Замок»

На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)
Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец)
Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону)
Хозяев поджидал.

«Здравствуйте все!»

Здравствуй, котенок, Здравствуй, козленок.

Здравствуй, щенок. Здравствуй, теленок.

Здравствуй, веселый, смешной поросенок. ( разгибая пальцы, кланяются ими)

Логоритмика

Упражнения на согласование речи, музыки и движения

Развивать чувство ритма (ритмический слух), внимание (переключаемость движений), память (двигательную, слуховую), мимическую и артикуляционную моторику, регулирование мышечного тонуса (расслабление мышц).

Дети поют с педагогом, повторяя за ним движения упражнений.

Логоритмическое упражнение «Мухи»

На паркете в восемь пар - дети хлопают в ладоши;

Мухи танцевали. - топают ногами, руки на поясе;

Увидали паука - широко разводят руки в стороны;

В обморок упали! - наклоняются вперёд, опустив расслабленные

руки вниз (имитируют обморок).

Логоритмическое упражнение «Мы играем на гармошке»

Мы играем на гармошке (2 раза)

Ля – ля, ля – ля; -имитируют игру на гармошке;

Громко хлопаем в ладошки (2 раза)

Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп; - хлопают в ладоши;

Тихо дудочка звенит (2 раза)

Ту – ру – ру, ту – ру – ру; - имитируют игру на дудочке;

Громко барабан гремит (2 раза )

Бум – бум, бум – бум! - имитируют игру на барабане.

Логоритмическое упражнение «На земле снежок лежит»

На земле снежок лежит, - покачивают вытянутыми вперёд руками;

Зайка по снегу бежит. - прыгают как зайцы;

Греет ушки, - гладят ушки;

Греет лапки. - гладят лапки;

Без сапожек - наклонившись, показывают на сапожки;

И без шапки. Ой! - руками показывают на шапку; подпрыгивают.

Логоритмическое упражнение «Птица – карр!»

Птица: Карр! Карр! Карр! - дети показывают пальцами «клювики»;

Ветер: Хлоп! Хлоп! Хлоп! - хлопают в ладоши;

Дождик: Кап! Кап! Кап! - стучат по ладошке указательным пальцем;

Ноги: Шлёп! Шлёп! Шлёп! - стучат ногами, руки на поясе;

Туча: Бах! Бах! Бах! - стучать ладонями по коленям;

Мама: Ах! Ах! Ах! - взявшись руками за голову, качают головой;

Дождик: Кап! Кап! Кап! - стучат по ладошке указательным пальцем;

Дети: Ха! Ха! Ха! - разводят руки в стороны.

Логоритмическое упражнение «Это деревья в лесу»

(Исполняется каноном).

Это деревья в лесу. - плавно поднимают руки вверх;

Ветер качает сосну. - качают руками над головой;

Громко звоночки летят. - ладонь с закруглёнными пальцами опущена вниз;

Это к нам птицы летят. - поднимают и опускают руки по бокам;

Плещутся рыбки в пруду. - встряхивают поочерёдно кистями;

Уж уползает в траву. - кисти рук двигаются змейкой вперёд;

Солнце над лесом встаёт. - поднимают руки вверх, к солнцу;

Пляшет, смеётся народ. - хлопают в ладоши.

Музыкально-подвижные игры

Игра «Дудочка и медведь»

Педагог выбирает ребёнка на роль медведя. «Медведь » садится в сторонке, «спит». Под музыку дети выполняют движения соответственно словам игры.

Педагог: Как-то дети в лес пошли, в лесу дудочку нашли.

Когда дудочка играет лес, как в сказке, оживает.

Просыпается медведь, начинает тут реветь:

«Кто в лесу шумит, поёт, спать медведю не даёт?».

«Медведь » просыпается, выходит к детям, дети разбегаются.

Никого он не находит и обратно в лес уходит.

«Медведь» уходит, а дети опять идут гулять.

Снова дудочка играет, лес, как в сказке, оживает.

Игра повторяется 2-3 раза. На роль Винни-Пуха выбирается другой ребёнок).

Игра «Лопота»

Дети идут друг за другом по кругу, напевая вместе с педагогом песню:

Мы идём и поём: «Тра-та-та, тра-та-та!».

Это наш весёлый танец, это «Лопота».

Педагог: Молодцы, ребята! А теперь давайте возьмёмся за ушки и ещё раз споём нашу песню. Дети идут, поют песню, держа себя за ушки.

Педагог: Молодцы, ребята! Ушки мы держали? Дети: Да! Педагог: А носик? Дети: Нет! Педагог: Тогда возьмёмся за носик и ещё раз споём нашу песню.

Игра продолжается несколько раз, педагог каждый раз меняет задание (предлагая детям держаться за щёчки, коленки и т.д.)

Игра «Козлята и волк»

Педагог выбирает ребёнка на роль волка, одевая ему на голову шапочку волка. «Волк» сидит в стороне, «за кустами». Остальные дети - «козлята».

Педагог: Мама козочка козлят вывела гулять:

На поляне порезвиться и потанцевать.

«Козлята» под музыку гуляют на поляне.

Только кто там за кустом щёлкает зубами?

Это волк сердитый. Дети! Все скорее к маме!

«Козлята» убегают. Выходит «волк».

Вышел волк, козлят не видно. Где искать? – Не знает…

И пошёл обратно в чащу, там себе гуляет.

«Козлята» опять выбегают и гуляют на полянке.

Игра «Дракончик Рок»

Под весёлую песню дети, под руководством взрослого, выполняют движения, соответствующие словам песни.

Все девчонки и мальчишки, идите в кружок. - дети становятся в круг;

Начинаем необычный танцевальный урок.

Улыбайся, не стесняйся, смелее, дружок,

Мы танцуем новый танец: «Дракончик Рок».

Лапа – раз, лапа – два, - протягивают руки вперёд;

Влево – вправо закачалась голова. – качают головой;

Ну а потом - верти хвостом, - двигают бёдрами;

Махая крыльями, покружимся кругом. – машут руками, кружатся.

Куплет 2, припев - движения повторяются.

Игра «Цапля и лягушки»

Педагог выбирает среди детей «цаплю» - ребёнка, которому одевает на голову шапочку цапли. Остальные дети «лягушки». Под музыку «цапля » ходит по болоту, «лягушки » наблюдают за ней издалека (спрятались за высокой травой).

Педагог: Вышла цапля долгоногая по болоту погулять,

По болоту погулять и лягушек поискать.

Поискала – не нашла, только слышно: ква-ква-ква!

«Цапля » ищет лягушек, не находит их.

Цапля: Не хочу я тут скучать, лучше буду танцевать!

«Цапля» в стороне танцует, а лягушки в это время прыгают и квакают.

«Цапля » прекращает танцевать, « лягушки » разбегаются.

(игра повторяется 2-3 раза. На роль «цапли» выбирается другой ребёнок).

Игра «Воробушки и кот»

Педагог назначает одного из детей на роль Кота, одевая ему шапочку кота. Остальные дети «воробушки». Под музыку «воробушки» весело прыгают, чирикают, клюют зёрнышки.

Педагог: Малыши- воробушки прыгали, скакали,

На дворе зерно клевали и кота не замечали.

Кот тихонько подползал, он охоту начинал.

Вдруг подпрыгнул и упал, и воробушка поймал!

«Кот» ловит «воробьёв», которые разлетаются при виде кота в разные стороны.

Игра «Кем быть?»

Дети строятся в три шеренги: солдаты, шофёры, танцоры.

1. Мы солдаты, мы солдаты, нас вперёд труба зовёт.

Чётким строем, твёрдым шагом отправляется в поход.

Под музыку № 1 солдаты маршируют по всему залу и замирают с окончанием музыки.

2. Мы шофёры, мы шофёры – целый день мы за рулём.

Мы по адресу любому пассажиров отвезём.

Под музыку № 2 шофёры едут по всему залу и замирают с окончанием музыки.

3. Мы танцоры, мы танцоры, мы плясать не устаём,

Звонко хлопаем в ладоши, и танцуем, и поём.

Под музыку № 3 танцоры танцуют и с окончанием музыки замирают на месте.

Под музыку № 4 – Все дети строятся в свои шеренги.

Театральная терапия, психогимнастика

Этюды с куклами

«Здравствуйте, звери!» (перчаточные куклы)

Педагог раздаёт детям перчаточные кукол – зверей (котенка, поросёнка, мышонка, лягушку, утёнка, собаку и др.), одевая себе на руку куклу – человека (мальчика, девочку, бабушку или др.) и ведёт диалог по очереди с каждым персонажем.

Вед. Здравствуй, котёнок!

Котёнок Мяу! Мяу! Мяу!

Вед. Здравствуй, поросёнок.

Поросёнок Хрю! Хрю! Хрю!

Вед. Здравствуй, мышонок.

Мышонок Пи-пи-пи!

Вед. Здравствуй, лягушонок.

Лягушонок Ква-ква-ква!

Вед. Здравствуй, утёнок.

Утёнок Кря-кря-кря!

Вед. Здравствуй, собачка.

Собака Гав! Гав! и т.д.

«Расскажи о себе» (театр игрушек)

Ведущий обращается по очереди к детям, держащим игрушки, задавая им различные вопросы. Дети отвечают, придумывая ответы. При ответе ребёнок соответсвенно двигает куклой.

Вед. Кто ты? Как тебя зовут? Что ты любишь кушать? Что ты любишь делать? и т. п.

Реб. Я котёнок. Меня зовут Мурзик. и т.п.

«Два весёлых гуся» ( настольный театр)

На столе стоят декорации: домик бабуси, трава, лужа. Педагог распределяет роли и даёт детям кукол: бабусю, серого и белого гуся.

Дети выполняют движения соответственно тексту.

Вед. Жили у бабуси два весёлых гуся. – выходят гуси;

Один – серый, другой – белый, два весёлых гуся.

Мыли гуси лапки в луже у канавки.

Один – серый, другой – белый, в луже у канавки.

(Гуси подходят к луже, моют лапки, прячутся за травой).

(Выходит бабуся, ищет гусей).

Вот кричит бабуся: Ой, пропали гуси!

Один серый, другой белый, гуси мои, гуси!

(Гуси выходят и кланяются бабусе).

Упражнения, этюды, игры

«Карнавал зверей». Упражнение на развитие мышления.

Педагог предлагает детям надеть шапочки (зайца, лисы, медведя) и решить, какого по характеру зверя они будут изображать под музыку (медведя – доброго или злого, зайца – хвастливого или трусливого, лису - хитрую или озорную ). Затем дети передают характерные особенности персонажей, выраженные в музыке. Остальные дети должны отгадать, зверя с каким характером изображал тот или иной ребёнок.

«Пылесос и пылинки» Этюд на расслабление мышц.

Пылинки весело танцуют в луче солнца. (Танцевальная музыка). Пылинки закружились вокруг себя и, кружась всё медленнее и медленнее, оседают на пол.

Заработал пылесос. Пылесос собирает пылинки; кого он коснётся, тот встаёт и уходит.

Когда ребёнок – пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперёд – вниз, руки опускаются, голова
Кiлькiсть переглядiв: 613

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.