Дыхательная гимнастика

Упражнения для развития речевого дыхания

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.


Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух.

Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием.

Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох.При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.

Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха


Бабочки

Цель:развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:бумажные бабочки на нитке.

Ход игры:Перед началом игры подготовьте бумажные бабочки на нитке.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок сидит возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок сидел прямо, при выдохе не поднимал плечи,дул на одном выдохе, не добирая воздух,не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.


Вертушка


Цель:развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:игрушка-вертушка.
Ход игры:Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.


Обжорки

Цель:формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:кусочки ваты, пластиковые «обжорки».

Ход игры:Педагог раскладывает на столе кусочки ваты. Необходимо вату задуть в «обжорку».
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все вынимают вату из «обжорок» и игра повторяется снова.

Песня ветра


Цель:развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:китайский колокольчик "песня ветра".
Ход игры:Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.


Карусель


Цель:развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:различные бумажные фигурки на нитках.

Ход игры:Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка ставят «карусель» с разными бумажными фигурками на нитках. Необходимо плавно подуть на «карусель» и раскрутить её.
В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на «карусель» по очереди. Побеждает тот, кто сильнее раскрутит карусель. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.


Плыви, кораблик! Уточки.


Цель:развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:бумажные или пластмассовые кораблики, уточки; таз с водой.


Ход игры:На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!
Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.

Бульки


Цель:развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование:стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.


Ход игры:В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря!

Мыльные пузыри

Цель:развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть в нужном направлении; активизация губных мышц.
Оборудование:мыльные пузыри.
Ход игры:Детям предлагают пускать мыльные пузыри, плавно дуть на кольцо с мыльной жидкостью, координируя их с движением руки, чтобы пузырь мог оторваться и полететь.

Бумажный флажок


Цель:развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15x2,5 см).
Ход игры:Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).
- Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер - вот так! Флажки полощутся на ветру! Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох.

Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

Предлагаем следующие этапы развития речевого дыхания:
- пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э;
- длительное произнесение некоторых согласных звуков - С, З, Ш, Ж, Ф, Х;
- произнесение слогов на одном выдохе;
- произнесение слов на одном выдохе;
- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
- чтение стихотворений;
- пение песенок;
- выразительный рассказ, пересказ текстов.


В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр.

Взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.


Игры для развития речевого дыхания


Пой со мной!


Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"
- Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.


Звуки вокруг нас


Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе звуков А, О, У, Ы.
Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.
- В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной. Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.


Змейка


Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе звука Ш
Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
- Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!"
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.


Весёлая песенка


Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ-ЛЯ.
Оборудование: кукла или матрешка.
Ход игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.


Весёлое путешествие


Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - БИ-БИ, ТУ-ТУ.
Ход игры: предложите малышам подвижную игру.
- Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки - машина едет и сигналит "БИ-БИ!" А теперь мы - паровозики - "ТУ-ТУ!"
Покажите, как едет машинка, - походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад. Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Кiлькiсть переглядiв: 298

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.