Приложение Б

СИСТЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР-ТРЕНИНГОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ

І этап

(изучение состава картины)
№ п/п Название игры Цель Оборудование
1. «Кто это? Что это?» Учить детей выделять предметы и называть их. Предметные картинки по лексическим темам, игрушки
2. «Что мы делаем?» Учить детей называть действия, производимые с предметом (яблоко – срывать, мыть)
3. «Назови цвет» Называть основные цвета и некоторые оттенки.
4. «Назови форму» Учить детей различать форму предметов, уметь находить предметы одинаковой формы по образцу.
5. «Определи величину» Учить детей различать предметы по величине, сравнивать их между собой. «Картина «Кормление кур» (Івариант)
6. «Подбери предмет» Учить находить предметы по цвету, форме, величине в окружающем.
7. «Цепочка» Выделить и назвать части предмета.
8. «Живые-неживые» Упражнять детей в умении различать живые и неживые предметы.
9. «Кто больше увидит» Называть предметы на картине.
10. «Кто в домике живет?» Схематическое объединение объектов на картине.
11. «Ищу родственников» (живые – неживые, целое и части). Учить детей классифицировать объекты на картине, активизировать словарь обобщающими понятиями.

2 этап

(установление взаимосвязей между объектами)
№ п/п Название игры Цель Оборудование
1. «Что умеет делать» Учить детей понимать и употреблять в речи действия, производимые самим предметом. Картины «Зимние развлечения», «Кормление кур» (2 вариант), предметные картинки.
2. «Что такое же по цвету» Упражнять детей в умении находить предметы похожие по цвету в окружающем.
3. «Разведчики» Из множества картинок выбрать те, которые изображены на картине.
4. «Да – нет» Развивать зрительное и слуховое внимание (если предмет на картине присутствует, дети отвечают «Да», если нет «Нет»).
5. «Чем был, чем стал» Определять линии развития объекта (снег – водой – снежинкой).
6. «Ищу родственников» Определять функцию объекта.
7. «Кто больше увидит» Называть объекты на картине.
8. «Кто в домике живет» Схематическое объединение объектов на картине.

3 этап

(восприятие картины через разные органы чувств)
№ п/п Название игры Цель Оборудование
1. «Мир цветов» Различать различные звуки в природе. Картины «Кормление кур» (2 вариант), «В осеннем лесу», «Добрым быть совсем не трудно», «Чудесный мешочек».
2. «Друзья и недруги» Восстанавливать эмоционально-духовные связи и взаимодействия объектов на уровне «хорошо – плохо».
3. «Наши помощники» Уточнить назначение органов чувств.
4. «Волшебные звуки» Развивать восприятие ощущений, полученных с помощью органов слуха.
5. «Определи по запаху», «Какой на вкус» Определять предметы с помощью обоняния.
6. «Чудесный мешочек» Определять предметы с помощью тактильных ощущений.
7. «Скажи наоборот» Упражнять детей в умении подбирать антонимы, выражая эмоциональное состояние свое и чужое.
8. «Да – нет» Назвать несколько подсистем объекта (бывает в лесу, парке).
9. «Кто что слышит, видит, ощущает»

4 этап

(описание местонахождения объектов картины)
№ п/п Название игры Цель Оборудование
1. «Что изменилось?» Учить детей определять пространственное расположение предметов относительно себя, на картине. Картины «Кормление кур» (2 вариант), «Я мороза не боюсь».
2. «Что умеют делать?» Формировать умения детей выявлять функции объекта.
3. «Да – нет?» С помощью вопросов устанавливать местонахождение объекта на картине.
4. «Чем отличаются и чем похожи» Сравнивать предметы, находить различия и сходство в предметах.
5. «Хорошо – плохо» Выделение признаков и свойств объектов в анализе «полезности» и «вредности» различных объектов живой и неживой природы.
6. «Угадай объект» Находить месторасположение объекта на картине по описанию.
7. «Оживи картинку» Учить детей ориентироваться в двухмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями о местонахождении объекта.

5 этап

(составление рассказа с различных точек зрения «Я-образ»)
№ п/п Название игры Цель Оборудование
1. «Узнай настроение по пиктограмме» Уметь различать и называть различные эмоциональные состояния. Картина «Кормление кур» (2 вариант), пиктограммы.






2. «Наше настроение» Закреплять узнавание эмоционального состояния человека по мимике.
3. «Я назову черту характера, а ты скажи наоборот» (упражнение)
4. «Хорошо – плохо» Учить давать характеристику различным проявлениям эмоционального состояния.
5. «Я – образ» Учить «вживаться» в выбранный образ и составлять рассказ от первого лица.

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ А.Б.КУЗНЕЦОВОЙ И Т.А.СИДОРЧУК «ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ»

Игры на основе сюжетной картины

Игра «Кто больше увидит» (Анализ содержания картины)

Цель: побуждать детей называть как можно большее число объектов, изображенных на картине.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п1.jpg

Правила: дети должны называть отдельные объекты, как бы рассматривая каждый из них в фокусе личного восприятия. Когда большинство объектов перечислено, можно предложить назвать все части одного из выбранных объектов.

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием «подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его.

Для определения деталей одного объекта используется прием «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный».

Игра «Ищу друзей» (Поиск и формулировка причинно-следственных связей)

Цель: упражнять детей в классификации объектов, изображенных на картине по заданному признаку, в установлении взаимосвязей объектов.

Правила: выбираются два объекта, между которыми ребенок должен обнаружить и сформулировать связь по заданному или произвольному признаку ( например: деревья, трава – объекты растительного мира; одежда девочки, миска – объекты рукотворного мира; девочка и миска – девочка держит миску и т.д.).

Игра «Наши помощники» (Подключение к процессу восприятия картины всех каналов ощущений)

Цель: углубление восприятия картины за счет подключения анализаторов.

Правило: дети рассказывают о результатах восприятия картины с позиции заданного анализатора («Я слышу как…», «Здесь пахнет…», «Когда я трогаю руками…»). Добиваться описания отношения ребенка к воспринимаемому.

Игра «Ожившая картинка» (Моделирование содержания картины)

Правило: каждый ребенок выбирает себе один объект на картине, подробно объясняет, где его объект и в каком положении находится относительно других. Затем дети моделируют в пластике и движении содержание картине на обозначенном пространстве.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п2.jpg

Игра «Да-Нет» организуется следующим образом:

ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка описать объект по месту на картине, а затем на сцене.

Игра «Страна загадок».

Цель: дети учатся систематизировать предметы (объекты картины) по свойству и качеству, действию, части, сравнению.

Правило: загадываемый предмет (объект) описывается по вопросам.

Ход игры

1.С детьми выбирается объект ,изображённый на картине. Представляется таблица «свойства и качества». По мере ответов детей и выбору лучших вариантов сравнений заполняются пусте графы. Какой? Что такое же?

Какой? Что такое же?

2.С детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. Работа идёт по таблице «Действия». Что делает? Кто или что делает так же?

Что делает? Кто или что делает так же?

3.Выбирается объект и заполняется таблица «Части». Какая часть? У какого объекта есть такая часть?

Какая часть? У какого объекта есть такая часть?

4.Выбирается объект. Заполняется таблица «Сравнение».На что похоже? Чем отличается?

На что похоже? Чем отличается?

Надо обратить внимание детей, что отличия нужно искать важные, существенные, а не просто любые.

Игра «Я – образ» (Рассказывание по содержанию картины от первого лица)

Цель: развитие навыков монологической речи.

Правило: каждый ребенок выбирает себе объект, изображенный на картине, и рассказывает о содержании картины с позиции этого объекта. Выбор объекта ребенка свободный. Можно выбирать не только одушевленный, но и неодушевленный образ. Для усложнения педагог может сразу задать ребенку характер героя, от имени которого будет строиться рассказ. Например: грустная собака, жизнерадостная елочка, добрая девочка и т.д.

Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестом и другими средствами интонационной выразительности речи.

Игра «Мои друзья»

Правило: ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходит к ведущему.

В старшем возрасте можно брать «сложные объекты по функции.

Ход игры

В. Я – ковер-самолет. Мои друзья – это то, что летает.

К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка перышка.

В. Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летит? Ведущий уточняет, исправляет, обращаясь ко всем детям.

Конспект занятия воспитателя по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР по заданию учителя-логопеда.

Тема: «Домашние животные и птицы».

Рассматривание картины «Кормление кур».

Цель. Учить рассматривать сюжетную картину: выделять как можно большее количество объектов. Формировать умение производить замену выделенных объектов схемами. Упражнять детей в согласовании числительных с существительными. Развивать зрительное и слуховое внимание. Воспитывать культуру речевого общения, коммуникативные навыки.

Оборудование: рассматриваемая картина, лист бумаги, с нарисованными кружочками, карточки, с изображениями домашних птиц, альбомный лист бумаги, свернутый в трубочку, для имитации подзорной трубы, фломастер, фишки, магнитная доска, магниты.

Ход занятия.

1.Организационный момент. (Развитие зрительного восприятия.

Упражнение в согласовании числительных с существительными.)

Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке из контейнера, который держит в руках.

Воспитатель. Подойдите к стульчикам, встаньте около них, рассмотрите карточки, сосчитайте птиц на них. Сядет тот, кто скажет, сколько птиц у него на карточке.

1-й ребенок - три цыплёнка (садится).

2-й - две курицы.

3-й - один петух.

4-й - четыре цыплёнка.

5-й - пять цыплят.

Воспитатель. Молодцы! Ребята, что вы можете сказать о птицах, которые изображены на карточках?

Дети. Это домашние птицы. Они живут возле дома человека. Он за ними ухаживает: кормит их, строит для них жильё, птицы приносят человеку пользу.

2.Рассматривание картины. Игра «Кто больше увидит».

(Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображённые на картине.)

Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто больше увидит». У вас есть «подзорные трубы», возьмите их. Если в нее посмотреть на эту картину (на магнитную доску крепится рассматриваемая картина), то можно увидеть только один предмет или одно живое существо. Посмотрите на картину в свои «подзорные трубы» и скажите, кого или что вы там видите? (Дети называют объекты, воспитатель за каждый ответ даёт поощрительную фишку.)

Дети. Петух, куры, земля, девочка, миска, зерно, травка, стена дома, пол, крыльцо, дверь, дверная ручка, окно, забор, тень от дома, небо, елка.

3.(Воспитатель хвалит детей и предлагает отдохнуть, поиграть. Дети

становятся в круг, воспитатель произносит слова, дети выполняют движения.)

Физминутка. Мама-курица цыплят Идут по кругу, похлопывая себя

На прогулку водит в сад. руками по бедрам

Учит землю клювом рытьДелают пружинки с поворотом влево-вправо, руки на поясе

Учит бабочек ловить. Разбегаются в разные стороны

Куд-куда, куд-куда? Бегают легко в разных

Ну-ка, ну-ка все сюда! направлениях

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло? Подбегают в воспитателю

4.Игра «Кто в кружочке живет?». (Учить детей производить замену

выделенных объектов картины схематически.

Воспитатель. Дети, обратите внимание на этот лист бумаги с нарисованными кружочками (он помещается рядом с картиной). Эти кружочки нам нужны для игры «Кто в кружочке живёт?». Каждый предмет картины мы будем схематически помещать в кружочке: девочка, куры, зерно и т.д.

(К магнитной доске приглашаются 1-2 ребенка, для того, чтобы они, по очереди, схематически изобразили один из названных объектов картины, в указанном воспитателем кружочке. Далее, для удобства и экономии времени, это делает воспитатель. Дети только называют объекты картины)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы были внимательны и поэтому все объекты картины имеют свой кружочек.

А сейчас мы посчитаем полученные вами фишки в игре «Кто больше увидит». (Дети считают фишки.) Поднимите руку те, у кого фишек больше четырех? У кого четыре? У кого три? У кого меньше трех? Молодцы!

Наше занятие окончено. Спасибо. Но прежде чем встать, мы расскажем, чем занимались. (Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.)

Конспект коррекционно-логопедического занятия по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.

Тема. «Домашние животные и птицы».

Рассматривание картины «Кормление кур».

Цель. Учить детей с помощью схемы восстанавливать названия объектов. Активизировать словарный запас. Развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику.

Оборудование. Рассматриваемая картина. Схема.

Предварительная работа.

1.Рассматривание на картинках домашних птиц. Беседы о внешнем виде, образе жизни, поводках.

2.Чтение художественной литературы.

3.Игра «Живые – неживые».

Ход занятия.

1.Предлагаю детям послушать стихотворение «Вышла курочка гулять».

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки –

Жёлтые цыплятки.

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите».

-О ком стихотворение?

(О курочке, цыплятах).

-Кем приходятся цыплята курочке?

(Птенцами).

-Чем цыплята были, кем станут?

(Яйцом, курицей или петухом).

2.Пальчиковая гимнастика.

Давайте, ребята, станем цыплятами и покажем, что они умеют делать.

Пять цыпляток (Большой и указательный пальцы – «клювики»,

остальные прижаты к ладони – «головки цыплят»)

Пять комочков (Все пальцы сжаты в кулак)

Во дворе стоят у бочки. (Пальцы изображают «бочки»)

Захотелось им напиться (Приоткрывают пальцы – «клювики»)

Из щелей течёт водица. (Перебирать пальцами по столу сверху-вниз –

«струйки воды»)

Возле лужицы стоят (Показать, как пьют цыплята, запрокидывая

«голову» назад)

Лапки мёрзнут у цыплят (Пальцы дрожат мелкой дрожью)

Вот поджали коготки, (Прижать согнутые пальцы к ладони)

Прибежали греться. («Пробежать» пальцами по столу)

3.Игра «Ищу родственников».

Ребята, посмотрите на знакомую вам картину.

Назовите живые объекты картины, назовите неживые объекты.

4.Восстановление объектов картины, используя схему.

Ребята, вы уже играли в игру «Кто в кружочке живёт». Все объекты на картине обозначали определёнными значками в кружочках. Теперь по этим значкам найдём объекты на нашей картине. (Дети на схеме, по схематическим изображениям в кружочках, узнают и называют объекты картины.)

5.Физминутка.

Мама-курица цыплят

На прогулку водит в сад. (Идут по кругу, похлопывая себя по бёдрам)

Учит землю клювом рыть, (Делают «пружинки» с поворотом влево-

вправо, руки на поясе)

Учит бабочек ловить. (Разбегаются в разные стороны)

Куд-куда, куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда! (Бегают легко в разных направлениях)

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло? (Бегут к взрослому)

6.Игра «Цепочка».

Ребята, я назову предмет, а вы назовёте его части.

Дом – стены, окна, крыша, крыльцо, труба.

Курица – клюва, клюв, гребешок, тело, крылья, хвост, лапы, перья.

7.Итог.

Молодцы, ребята! Вы правильно находили объекты на картине, используя схему, называли живые и неживые объекты картины, играли в игры. Справились со всеми заданиями.

Конспект занятия воспитателя по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР по заданию учителя-логопеда.

Тема: «Домашние животные и птицы».

Рассматривание картины «Кормление кур».

Цель. Учить детей описывать картину, используя систему вспомогательных шагов в виде схематического изображения. Совершенствовать умения устанавливать связи и взаимодействия между изображёнными объектами. Развивать связную речь (образовывая полные предложения); зрительный гнозис, конструктивный праксис. Воспитывать внимание к речи своих товарищей.

Оборудование: рассматриваемая картина, лист бумаги с нарисованными кружочками, фломастеры контрастных цветов, картинка с изображением петуха, детали петуха, снабжённые магнитами, магнитная доска, магниты, фишки.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Игра «Петушок». (Уточнение словаря.

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.)

Воспитатель раскладывает на столе детали (они снабжены магнитами), из которых дети будут собирать петушка, а на магнитную доску помещает картинку с изображением петушка.

Воспитатель. Петя, Петя, Петушок,

Борода и гребешок.

На ногах пара шпор,

Яркий сам, как светофор!

Вот какой красивый петушок! Давайте соберём петушка вот из этих частей. Прикрепляйте их на доску и называйте.

1-й ребёнок – это голова.

2-й - это шея.

3-й - это туловище.

4-й - это лапы.

5-й - это хвост.

6-й - это гребешок и бородка.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, какую часть петушка я оставила себе?

Дети. Крыло.

Воспитатель. А сколько крыльев у петушка? (Ответ детей.) Молодцы! Вот какой чудесный петушок у нас получился. Похлопайте себе. Садитесь.

2. Рассматривание картины. (Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображённые на картине, производить замену выделенных объектов схематично.)

Воспитатель. Ребята, я знаю, что вам, как настоящим исследователям, нравится всё изучать, рассматривать, слушать. Если да, то ваша рука легко и быстро может превратиться в подзорную трубу. Пальцы рук нужно только сложить вот так. Покажите мне, пожалуйста, свою подзорную трубу. Хорошо. Нам она поможет при рассматривании вот этой картины.


(На магнитной доске помещается рассматриваемая картина и лист бумаги с нарисованными кружочками.)

И сейчас давайте попробуем увидеть через трубу и назвать только один какой-нибудь предмет на картине – большой он или маленький. А вот на этом листе (показывает), в кружочках, будем обозначать названный вами предмет схематически. За каждый названный объект вы будете получать в награду фишку. Итак, что ты видишь в свою подзорную трубу?

Ребенок. Петуха.

Воспитатель. Подойди, пожалуйста, к доске и схематически изобрази петуха. (Далее воспитатель проводит самостоятельно схематическое изображение, названных детьми объектов картины.)

Дети (по очереди называют). Куры, земля, девочка, миска, зерно, травка, крыльцо, дом, стена, дверь, дверная ручка, окно, доски рола, тень от дома, забор, небо, ёлка.

3. Воспитатель хвалит детей за проделанную работу и предлагает отдохнуть, поиграть. Дети встают в круг, воспитатель произносит слова, дети выполняют движения.

Физминутка. Мама-курица цыплят

На прогулку водит в сад.

Учит землю клювом рыть,

Учит бабочек ловить.

Куд-куда, куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда.

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

4. Нахождение связей. Упражнятьв умении строить рассуждения

Воспитатель. Вы, ребята, как настоящие исследователи, уже умеете видеть на картине самый маленький и незаметный предмет и назвать его. Но, ничего не существует само по себе. Все с чем-то связано. Сейчас, глядя на схему, попробуйте соединить два кружочка и объяснить, почему вы это сделали (Дети говорят, а воспитатель соединяет). Расскажите, как связаны между собой объекты в соединённых кружочках. Итак:

Дети. - Петух и куры: петух стоит возле кур.

- Куры и зерно: куры клюют зерно.

- Девочка и миска: девочка держит миску.

- Девочка и куры: девочка кормит кур.

- Куры и земля: куры стоят на земле.

- Петух и земля: петух стоит на земле.

- Девочка и земля: девочка стоит на земле.

- Крыльцо и травка: травка растёт у крыльца.

- Травка и земля: травка растёт на земле.

- Девочка и дом: девочка стоит у дома.

- Дверь и ручка: ручка прикреплена к двери.

- Крыльцо, стена, дверь, окно, пол – всё это части дома.

- Дом и забор: дом стоит у забора.

- Ёлка и забор: ёлка растёт у забора.

- Ёлка и земля: ёлка растёт на земле.

- Дом и земля: дом стоит на земле.

- Тень и дом: от дома падает тень

- Тень и земля: на земле лежит тень.

Воспитатель. Ребята, а что можно сказать о небе, с чем оно связано?

- Небо связано со всеми объектами картины, потому, что находится над всеми ими.

Воспитатель. Молодцы! Вы назвали все объекты картины, ничего не упустили, определили между ними связи. А теперь попробуйте самостоятельно описать то, что видите на картине. Расскажите, пожалуйста, о девочке.

5. Составление описания картины детьми.

Ребёнок. Девочка стоит у крыльца, в руке у неё миска с зерном. Она сыпет зерно на землю.

Воспитатель. Хорошо. А о курах нам расскажет кто-то другой. Пожалуйста.

Ребёнок. Все куры собрались возле девочки и клюют зерно. Рядом стот петушок и смотрит на них.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. В подарок за это вам остаются фишки. Посчитайте их. Скажите, у кого сколько? (Ответы детей.) А сейчас вспомните и расскажите, чем мы сегодня занимались. (Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделанной работе.)

Конспект коррекционно-логопедического занятия по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.

Тема. «Домашние животные и птицы».

Рассматривание картины «Кормление кур».

Цель: восстановить эмоционально духовные связи и взаимодействия объектов. Учить обуславливать эти связи. Активизировать словарь. Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание, общую и тонкую моторику.

Оборудование: картина, схема, мяч.

Предварительная работа: заучивание стихотворений. Игры «Сложи из частей», «Найди недостающую деталь».

Ход занятия:

1.Организационный момент. Психогимнастика (пантомима).

Логопед. Ребята, посмотрите на картину. На ней изображено много объектов. Их можно не только называть и обозначить схемами, но и выразить различными движениями. Давайте попробуем это сделать.

Дом – руки над головой в виде «крыши».

Девочка – синхронное волнообразное движение руками сверху вниз (форма тела).

Петух – высоко поднимать ноги, хлопать прямыми руками по бокам туловища.

Куры – имитация клевания, разгребания лапками.

Забор – синхронное, вертикальное движение рук слева направо.

Ёлка – руки вверху, пальцы растопырены.

Миска – сложенные ладошки обеих рук вместе.

2.Игра «Кто какой?»

Цель: упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным, характеризующим различные объекты картины.

Логопед: - Ребята, давайте подберем красивые слова к каждому предмету, изображенному на картине.

Девочка – большая, красивая, добрая, трудолюбивая, добрая.

Куры – шустрые, пугливые, проворные, белые.

Петух – разноцветный, пестрый, голосистый, драчливый, заботливый.

Дом – деревянный, теплый, крепкий, большой, просторный, светлый.

Ёлка – высокая, стройная, зеленая, колючая.

Миска – маленькая, глубокая, легкая, металлическая, прочная.

3.Игра «Для чего нужен?» (с мячом).

Дом – в нем живут люди.

Забор – огораживают двор.

Миска – в ней выносят курам корм.

Ёлка – очищает воздух, создает тень.

Куры – несут яйца, высиживают цыплят.

Петух – заботиться о курах, будит по утрам людей своим кукареканьем.

4.Игра «Волшебные кружочки».

Цель: восстановление взаимодействий объектов, обуславливание их.

Логопед: - Ребята, вы научились объединять объекты на картине между собой и обозначать их различными значками, а теперь давайте скажем, почему мы их так объединили.

Девочка – куры. Девочка вынесла в миске корм, чтобы накормить кур. Куры подбежали к девочке. Потому что они голодные.

Дом – забор. Забор огораживает дом от улицы.

Дверь – ручка. Без ручки невозможно открыть дверь.

Крыльцо – стена – окно – дверь. Это части дома.

5.Игра «Да – нет».

Логопед: - Я буду называть различные предметы. Если я назову предмет, который есть на картине, ответьте – «да», если такого предмета на картине нет, ответьте – «нет».

Крыша, земля, книга, машина, окно, стол, картина, девочка, ёлка, бабочка, петух, куры, кот, забор, травка, собака.

6.Итог занятия.

Логопед: - Ребята, вы сегодня были активными, внимательными, объединяя объекты картины между собой, правильно обуславливали эти связи. Молодцы!

Конспект занятия воспитателя по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР по заданию учителя-логопеда.

Тема: «Домашние животные и птицы».

Рассказывание по картине «Кормление кур».

Цель. Учить детей рассказывать по картине. Упражнять в установлении причинно - следственных связей. Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, формировать умение принимать на себя образ объектов живой и неживой природы. Формировать навыки связной речи.

Оборудование. Рассматриваемая картина. Карточки с изображением девочки, курицы, петуха, травки, дома. Мяч.

Предварительная работа. С целью более полного понимания изображенного предмета на картине детей обучали элементарным приемам системного анализа выбранного объекта. Обучение проходило в игровой форме.

Игра «Подбери такое же по цвету». Цель. Упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.

Игровые действия. Назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира.

Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты и имеют множество отгадок.

Например. Белый цвет. Загадка: белый, как снег, как простыня, как халат доктора и т.п. (Под эту характеристику подходят: окрас кур, гольфы девочки.)

Игра «Сравни по форме». Цель. Упражнять детей в сравнении предметов по форме и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира.

Игровые действия. Назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира.

Составление открытых загадок.

Игра «Сравни по материалу». Цель. Упражнять детей в сравнении предметов

по материалу и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира.

Игровые действия. Назвать материал, из которого сделан объект, изображённый на картине, и найти предметы, сделанные из того же материала в окружающей среде.

Составление открытых загадок.

Так же проводятся серии игр по выделению специфических признаков объектов, их действий, назначений, размеру, частей, по месту проживания, что умеет делать и т.д.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Воспитатель предлагает ребятам поиграть в игру «Да - нет» (с мячом). Называется цыпочка слов с названием птиц. Поймавший мяч говорит «да», если услышит название домашней птицы, если услышит название птицы, относящейся к диким, ребенок говорит «нет».

2.(Поиск и формулировка причинно-следственных связей).

Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем продолжать рассматривать знакомую вам картину. И в этом вам поможет игра «Друзья и недруги».

Вы должны выбрать на картине два объекта и сформулировать связь между ними на уровне «хорошо - плохо».

Теперь я предлагаю внимательно посмотреть на картину и начать нашу игру.

Предполагаемые ответы детей.

Девочка - куры. «Куры с удовольствием живут возле человека, потому что он заботиться о них, кормит, построил для них курятник».

Земля - куры. «Куры гребут лапами землю, находят там что-то полезное для себя. Но они, разгребая землю, наводят беспорядок во дворе».

Дом - тень. «Летом в тени дома хорошо, прохладно. Но там, где падает от дома тень, ничего не растёт».

Трава - дом. «Травке хорошо расти у дома, потому что её здесь могут иногда полить, она создаёт красивый вид двора. Но плохо то, что на неё в течение дня падают горячие лучи солнца и от этого она вянет».

Забор - куры. «Забор огораживает двор у дома, никто из чужих не зайдёт. А вот курам плохо. Забор не даёт им выйти на улицу и погрестись на дороге».

3. Воспитатель хвалит детей за проделанную работу и предлагает отдохнуть, поиграв в игру «Покажи отгадку».

Физминутка. Пёстрая крякушка

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку. Утка. Ходьба на полусогнутых ногах

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встаёт,

Голосисто поёт. Петух. Руки на поясе, спина прямая.

Высоко поднимая колени, дети имитируют походку петуха.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки-

Жёлтые цыплятки.

Квочка. Дети идут на носках, сложив руки за спиной. Лёгкий бег, руки отведены назад. Помахивать, как крыльями, кистями рук.

4. Характеристика объектов.

Воспитатель. Теперь, ребята, я предлагаю вам подойти к столу и выбрать себе карточку с изображением одного из объектов. «Превратившись» в него, подробно расскажите о нём и объясните словами своё местонахождение относительно других объектов, изображённых на картине.

(Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (карточку) и рассказывает о содержании картины с позиции своего объекта.)

Предполагаемые ответы детей.

Я - девочка. Стою перед крыльцом дома. Одета по-летнему, на голове волосы собраны в два хвостика с розовыми бантиками. Я кормлю домашних птиц. Я заботливая, внимательная, добрая.

Я - курица. Нас много, мы стоим впереди девочки. Все мы белые, у нас маленькие гребешки, короткие хвосты. Мы всегда голодные, любим грестись в земле лапами и всё время что-то клюём.

Я - петух. Стою поодаль, справа от кур и девочки, и наблюдаю. У меня большой гребешок, крепкий клюв, разноцветные, длинные перья на хвосте. Я красивый.

Я - дом. Стою я в глубине двора, сделан из дерева. Летом в доме прохладно, а зимой - тепло. Есть большое окно и поэтому в доме светло. Есть ступеньки, чтобы было удобно входить в дом и выходить из него.

Я - травка. Расту слева от крыльца дома. Здесь всегда солнышко, меня поливают, поэтому я сочная, всегда свежая.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Играя, перевоплощаясь в выбранный образ, вы создали как бы «живую картинку». Наше занятие закончено.

Конспект коррекционно-логопедического занятия по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Тема. «Домашние животные и птицы».

Рассказывание по картине «Кормление кур».

Цель. Учить детей находить место своему объекту среди других объектов, изображённых на картине, составлять рассказ о местонахождении объекта, находить противоречия. Активизировать словарный запас, развивать связную речь. Закреплять пространственные представления, зрительное сосредоточение, общую и мелкую моторику.

Оборудование. Картина. Предметные картинки объектов, изображённых на картине.

Предварительная работа.

1.Чтение художественной литературы.

2.Заучивание стихотворений, потешек.

3.Уточнение значения «крылатых выражений».

4.Отгадывание загадок.

5.Игры «Чем отличаются и чем похожи», «Что умеют делать?», «Да – нет».

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед. Ребята, отгадайте загадку

Съем червя, попью водицы

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу.

2.Игра «Чем отличаются и чем похожи» (нахождение противоречий).

Логопед. Давайте посмотрим на картину и сравним: чем отличаются между собой курица и петух.

-Петух большой, а курица меньше.

-Петух пёстрый, а курица белая.

-Петух кукарекает, а курица квохчет.

-У петуха большой хвост и гребешок, а у курицы маленькие.

Логопед. А чем эти птицы похожи?

-Петух и курица – это домашние птицы.

-У них одинаковые части тела.

-Их тела покрыты перьями.

Аналогично дети сравнивают дом и забор, ёлку и траву.

3.Игра «Что умеют делать?»

Логопед. Сейчас каждый из вас выберет объект на картине и расскажет, что он умеет делать.

Я – дом. Зимой согреваю людей, защищаю от холода, ветра, дождя, летом спасаю от жары.

Я – петух. Умею высоко поднимать лапы, громко кукарекать, утром всех бужу, хлопаю крыльями, созываю кур к найденным зёрнам.

Я – девочка. Помогаю маме, забочусь и ухаживаю за курами, даю им корм, наливаю в корытце воду, куры меня не боятся.

4.Физминутка. Игра «Будь внимательным».

Логопед. Если я хлопну 1 раз – машите руками, как крыльями;

2 раза – приседаете;

3 раза – разбегаетесь в разные стороны.

5.Игра «Живая картинка».

Логопед. Сегодня мы будем художниками, изобразим нашу картину.

Только картина у нас будет не обычная, а живая, и объектами на ней будете вы. Подойдите к столу, возьмите картинку и встаньте на ковре так, как этот объект находится на картине. (Дети находят своё место и рассказывают.)

Я – дом. Стою в глубине двора. Впереди меня крыльцо с двумя ступеньками. Рядом с домом растёт трава.

Я – девочка. Я стою перед домом. В руках у меня миска с кормом. Возле моих ног куры клюют зерно.

Я – ёлка. Расту возле забора. Я высокая и стройная. У меня густые колючие иголки.

Я – петух. Я стою на земле недалеко от кур, смотрю, как они клюют зерно.

Я – забор. Нахожусь около дома в конце двора. Впереди меня растёт ёлка.

6. Итог занятия.

Логопед. Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, в какие игры играли, чей рассказ вам понравился больше.

Конспект занятия воспитателя по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР по заданию учителя-логопеда.

Тема: «Домашние животные и птицы».

Рассказывание по картине «Кормление кур».

Цель. Уточнить представление об эмоциональной лексике (повторение всех знакомых эмоциональных состояний) и разнообразных чертах характера. Продолжать учить составлять творческий рассказ по сюжетной картине от первого лица в образе одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой, используя прием эмпатии. Развивать логическое мышление, воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. Пиктограммы. Сюжетная картина «Кормление кур».

Предварительная работа.

1. Беседы о различных эмоциональных состояниях (радость, страх, грусть, злость, стеснительность).

2. Знакомство с пиктограммами, схематично изображающими различные эмоциональные состояния. Упражнения-этюды, для выражения с помощью мимики и пантомимики определенных эмоций, для различения сходных и противоположных эмоциональных состояний.

3. Чтение, драматизация художественных произведений «Приключение Буратино», «Теремок».

4. Рассматривание репродукций картин, вызывающие различные эмоциональные состояния.

5. Упражнения «Школа зверей», «Я и животное», «Оживи картинки».

6. Занятие по заданию логопеда по сюжетной картине «Девочка кормит кур».

7. Игры «Войди в картинку и оживи ее», «О чем или о ком я говорю здесь», «Хорошо-плохо».

План занятия.

1. Оргмомент. Разминка «Утречко»

Утро настало

Солнышко встало.

-Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

-Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка!

Привет, Ладошка!

Все проснулись

И потянулись.

2. Игра «Я назову тебе черту характера или эмоциональное состояние, а ты скажи наоборот».

Грустный – веселый Добрый – злой

Спокойный – возбужденный Вежливый – грубый

Хвастливый – скромный Трудолюбивый – ленивый

Безразличный – заботливый Умный – глупый

3. Игра с пиктограммами (радость, грусть, страх, стеснение, злость).

Назвать изображенное на карточке эмоциональное состояние, изобразить его, описать это состояние.

4. Игра «Узнай по трем признакам или действиям».

- Умная, преданная, дворовая (собака)

- Низкая, сочная, шелковистая (трава)

- У нее косички, длинные реснички,

Юбочка с воланами, платьице с карманами (девочка)

- Бегает, разгребает, плохо летает (курица)

- Всходит, растет, зреет (зерно)

- Тихо ходит, жмурится, умывается (кошка)

- Поет, дерется, хлопает крыльями (петух)

5. Приглашение педагога рассмотреть картину; ведет обучение творческому рассказыванию, следуя следующему алгоритму:

  • выбрать объект (героя) на картине;
  • определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера;
  • войти в образ героя;
  • описать восприятие изображенного на картине с точки зрения выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой

а) педагог;

б) дети.

6. Физминутка.

Осторожно, словно кошка,

До дивана от окошка

На носочках я пройдусь,

Сяду и в кольцо свернусь.

А теперь пора проснуться

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик

И опять свернусь колечком

Словно кот у теплой печки.

7. Оценка детьми услышанных рассказов.

8. Итог.

Конспект коррекционно-логопедического занятия по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Тема: «Домашние животные и птицы».

Составление рассказа по картине «Кормление кур».

Цель. Продолжать учить связно, логично, непрерывно высказывать свою мысль от имени первого лица. Помочь детям более точно понять своё эмоциональное состояние и чужое; активизировать эмоциональный словарь путём использования в речи синонимов, антонимов, сравнений. Развивать воображение детей, интонационную выразительность речи, внимание, память.

Оборудование. Картина «Кормление кур». Пиктограммы.

Предварительная работа.

1.Беседы о различных эмоциональных состояниях (радость, страх, грусть, злость).

2.Знакомство с пиктограммами, схематично изображающими различные эмоциональные состояния. Упражнения-этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики определённых эмоций, для различения сходных и противоположных эмоциональных состояний.

3.Чтение и драматизация художественных произведений «Приключения Буратино», «Теремок».

4.Рассматривание репродукций картин, вызывающих различные эмоциональные состояния.

5.Упражнения «Школа зверей», «Я и животное», «Оживи камушки».

6.Игры «Войди в картинку и оживи её», «Про кого или чего я говорю здесь», «Хорош – плохо» (на основе сюжетной картины «Кормление кур»).

Ход занятия.

Ребята, давайте встанем в круг и сделаем весёлую зарядку «Утречко».

Утро настало

Солнышко встало.

Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Серёдка!

Вставай, Сиротка!

И, Крошка - Митрошка!

Привет, Ладошка!

Упражнение выполняется сначала правой, затем левой рукой.

А сейчас мы поиграем в игру «Облака». Я буду читать стихотворение, а вы изобразите «облака» в соответствии с текстом.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз

А что увидел я, то вам

Сейчас всё расскажу.

Вот облачко весёлое

Смеётся надо мной:

-Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

-Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьёз:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унёс.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

И вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустился наутёк.

А маленькое облачко

Над озером плывёт,

И удивлённо облачко

Приоткрывает рот:

-Ой, кто там, в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, маленький?

Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

-Какие настроения были у облачек?

-Радость, грусть, удивление, страх.

-Давайте эти эмоциональные состояния выразим другими словами:

Радостный – весёлый, улыбается, всё его радует, вызывает смех.

Грустный – вздыхает, всё его огорчает, много жалуется, плаксивый.

Добрый – всё любит, заботится, помогает, отзывчивый.

Злой – всем недоволен, сердитый, всё его раздражает, ворчит.

Много разных слов мы подобрали, которые выражают одно и тоже эмоциональное состояние или черты характера. Каждое из этих слов имеет противоположное значение. Давайте их назовём.

Грустный – весёлый

Добрый – злой

Вежливый – грубый

Трудолюбивый – ленивый

Заботливый – безразличный

Здоровый – больной

Хвастливый – скромный

В океане есть острова. На них живут люди. На одном острове они всегда весёлые, на другом – плаксы, на третьем – всегда дрожали от страха, на четвёртом – жили злые, сердитые. Сейчас мы разделимся на группы, возьмём пиктограммы, отправимся на острова и изобразим, какие люди живут на каком острове.

Логопед подходит к каждой группе детей и спрашивает, как называется их остров. Дети, используя пиктограмму, отвечают и изображают эмоциональное состояние жителей острова.

На этом острове живут плаксы. Это – «остров Слёз». А здесь живут злые, сердитые люди. Это – «остров Злости». На нашем острове живут люди, которые всего боятся. Это – «остров Страха». А на нашем острове живут весёлые, радостные люди. Это – «остров Радости».

Ребята, а хотели бы вы все жить на «острове Радости». Тогда, возьмитесь все за руки и сделайте один большой круг и это будет наш «остров Радости».

А теперь, давайте подойдём к нашей уже знакомой картине и посмотрим на собаку.

-Что она делает?

-Она сидит.

-Где она сидит?

-Возле будки, на солнце. Ей жарко.

-Почему она не убежит?

-Она привязана к цепи.

-Как вы думаете, ей это приятно?

-Ей плохо. Цепь тяжёлая, а ошейник сжимает шею.

-Как вы думаете, о чём думает собака?

-Жарко, хочется есть и пить. Девочка кормит кур. На меня не смотрит. Хотела бы я побегать по двору, полежать на мягкой травке. Совсем не хочется сторожить дом.

-Какое настроение у собаки?

-Ей грустно.

-Можно сказать, что на картине изображена грустная собака?

-Кто расскажет о грустной собаке от своего лица?

Предполагаемые ответы детей. (Записано со слов детей.)

Я – грустная собака. Сижу возле будки на цепи. Мне плохо. Тяжёлая цепь не даёт мне бегать, а ошейник давит шею. Как хочется пить и есть. Я смотрю на девочку и думаю: «Почему она кормит кур, а мне не несёт вкусную косточку и водичку. Так хочется, чтобы скорее наступил вечер, тогда с меня снимут ошейник, и я смогу побегать по двору и полежать на прохладной травке».

-Как выдумаете, может ли измениться настроение или эмоциональное состояние собака?

-Какая может быть еще собака?

Используя алгоритм, дети составляют рассказ с новой точки зрения.

Я – сторожевая собака. Я сторожу дом и двор. Слежу за тем, чтобы во двор не заходили чужие люди, коты. Сразу начинаю лаять: «Гав-гав-гав!» За это хозяин построил для меня теплую будку, кормит вкусной едой, а по вечерам отпускает меня погулять.

Я – злая собака. Мне не нравится, когда меня дразнят. Особенно сержусь, если у меня хотят отнять косточку. Я не люблю, когда в мой двор заходят чужие. Вначале я лаю, затем рычу: “Р-р-р», и даже могу укусить.

Я – довольная собака. У меня хорошее настроение. Хозяева меня любят, гладят по голове. А я, радуясь, трусь об их ноги, виляю хвостом, весело скулю и подпрыгиваю. Я дружу с кошкой, которая живёт в нашем доме и не сержусь на кур, когда они подходят близко к моей будке.

Конспект занятия воспитателя по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР по заданию учителя-логопеда.

Тема. Рассматривание картины «Осень. Встреча в лесу».

Цель: учить детей входить в пространство картины, воспринимать объекты через органы чувств при воображаемом соприкосновении, обозначать словами их специфические признаки. Развивать творческие способности, логическое мышление, наблюдательность, зрительное внимание. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: сюжетная картина «Осень. Встреча в лесу». Материал для поделок.

Предварительная работа:

1.Игры – тренинги:

«Кто больше увидит»

«Друзья и недруги»

«Наши маленькие помощники»

2.Игры:

«Эхо»

«Угадай, что звучит»

«Чудесный мешочек»

«Определи по запаху»

«Какой на вкус?»

«Что общего?»

3.Прослушивание записи

«Мир звуков»

4.Изготовление поделок из различных материалов (цветные нитки, цветная бумага, проволока, природный материал ит.п.)

Ход занятия:

1.Организационный момент: «Весёлая зарядка». (Дети показывают называемые части тела).

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени, есть спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот, что знаем мы с тобой!

2.Предлагается детям стать волшебниками, которые все могут.

Надеваем волшебные наушники и слышим:

- разговор людей за окном;

- стук, упавшего на пол предмета;

- пение птиц;

- слышу, как едут машины по дороге.

Надеваем на глаза волшебные очки. Что видим через них?

- игрушки на полках;

- я вижу девочек и мальчиков;

- через окно вижу дом, деревья.

А волшебные рукавички на руках, нам не будут мешать, а, наоборот, усилят наши ощущения:

- я ощущаю рукой гладкую поверхность стола;

- проводя рукой по стволу дерева, можно ощутить его шероховатость;

- я могу ощутить рукой холодные капли дождя;

- а кожей лица можно почувствовать тёплые лучи солнца или холодный ветер.

3.Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять

В лес отправимся гулять. (Ходьба друг за другом)

По извилистой тропинке

Потихоньку мы пойдем. (Ходьба друг за другом «змейкой»)

Может быть и под листочком,

Сладку ягоду найдем. (Остановиться, выполнить наклоны

влево-вправо)

По дорожкам побежали. (Лёгкий бег)

И на каблучках пойдем,

Через лужу перейдем. (Ходьба на пятках)

Отдохнули, вот и славно,

Поговорим теперь о главном. (Дети садятся за столы)

4. Ребята, вы не забыли о том, что вы волшебники, которым под силу самые невероятные пожелания. Желаете оказаться в лесу? Давайте, глядя на нашу картину, представим себя там. Представили? Вдохните поглубже и скажите, что вы почувствовали носом?

- Я ощущаю свежий воздух, дышится легко;

- А я слышу носом, запах грибов, недавно сорванных;

- Я ощущаю запах леса, он пахнет травой, листьями.

А ваши глаза, что видят в лесу?

- Деревья с жёлто-зелеными листочками;

- Колючего ёжика, бегущего по дорожке;

- Вижу тепло одетого мальчика;

- Полную корзину грибов;

- Вижу зайчика в траве;

- Темно-синее небо.

Ребята, прислушайтесь к звукам леса и скажите, что ваши уши слышат в лесу?

- Я слышу шаги мальчика, идущего по тропинке;

- Фырканье, испуганного ёжика;

- Шелест листочков на деревьях;

- Я слышу, как жалуются друг другу травинки под лапками зайчика;

- Я слышу, как часто стучит сердечко зайца – трусишки;

- Я слышу тишину леса.

А руками, что можно почувствовать в лесу?

- Как могут больно уколоть иголки ёжика;

- Трава в лесу осенью холодная и влажная;

- Грибы в корзине тоже влажные и холодные;

- А их шляпки гладкие;

- Погладив зайку, можно ощутить его мягкую и теплую шёрстку;

- Кора деревьев шершавая, шершавая и корзина.

5. Ребята, нам пора уходить из леса. И чтобы закрепить ваши ощущения, предлагаю изготовить из различных материалов, лежащих на столах, то, что вы видели в лесу. (Дети по желанию выкладывают на столах предметы-объекты, изображенные на картине: ежа, зайца, гриб, листик и т.д.)

6. Итог занятия: рассматривание детских поделок. Оценка работ детьми.

Конспект коррекционно-логопедического занятия по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Тема. Составление рассказов по картине «Осень. Встреча в лесу».

Цель: используя различные органы чувств учить детей передавать свои ощущения в законченном рассказе, фантазировать на основе предполагаемых восприятий. Развивать творческое воображение, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, связную речь. Воспитывать понимание природных взаимосвязей, ответственности человека за сохранение природы.

Оборудование: Сюжетная картина «Осень. Встреча в лесу».

Предварительная работа:

1.Игры – тренинги:

«Кто больше увидит»

«Друзья и недруги»

«Наши маленькие помощники»

2.Игры:

«Эхо»

«Угадай, что звучит»

«Чудесный мешочек»

«Определи по запаху»

«Какой на вкус?»

«Что общего?»

3.Прослушивание записи «Мир звуков»

Ход занятия:

1.Оргмомент «Весёлая зарядка». (Дети показывают называемые части тела).

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени, есть спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот, что знаем мы с тобой!

2.Ребята, в «Весёлой зарядке» вы называли различные органы человека. А сейчас поиграем в игру «Что могут делать?»

Итак, что могут делать глаза?

- Смотреть, видеть, моргать, плакать, жмуриться, расширяться.

А что могут видеть глаза?

- Цвет предмета, форму, размер, расстояние.

Что могут делать уши?

- Слушать, слышать, различать звуки.

А что могут уши слышать?

- Громкие, тихие звуки, шелест, шёпот, стук, всплеск.

Что может делать нос?

- Вдыхать, выдыхать, нюхать, различать запахи.

А что может ощущать нос?

- Холодный и теплый воздух, запахи.

Что могут делать руки?

- Брать, сжимать, держать.

А что можно ощущать руками?

- Холодные и теплые, мягкие и твердые предметы, шершавую, гладкую, колючую поверхности.

3.. Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять

В лес отправимся гулять. (Ходьба друг за другом)

По извилистой тропинке

Потихоньку мы пойдем. (Ходьба друг за другом «змейкой»)

Может быть и под листочком,

Сладку ягоду найдем. (Остановиться, выполнить наклоны

влево-вправо)

По дорожкам побежали. (Лёгкий бег)

И на каблучках пойдем,

Через лужу перейдем. (Ходьба на пятках)

Отдохнули, вот и славно,

Поговорим теперь о главном. (Дети садятся за столы)

4.Ребята, мы научились при помощи различных органов чувств выражать свои ощущения и сейчас, используя их, будем составлять рассказы на основе картины. Что вы видите?

- Я вижу мальчика, идущего по лесной тропинке с полной корзиной съедобных грибов. Вдруг он остановился, потому что увидел на тропке ёжика. Мальчику интересно, куда это спешит ёж?

- Зайчик сидит за деревом, прижавшись к траве. Он боится громких шагов мальчика, шелеста листьев на деревьях. Не бойся, зайка, мальчик тебя не видит.

- Я вижу деревья, листья которых уже раскрасила осень. Но недолго будет так красиво в лесу. Скоро ветер сорвет листья с веток и разнесет их по всему лесу.

А сейчас, ребята, вы расскажите, что можно услышать в лесу.

- Я слышу шаги мальчика, тихо подходящего к ёжику. Ёж выставил иголки, зафыркал, будто говорит: «Проходи мимо, не надо меня трогать».

- Я слышу шелест травки, из которой вылез ёжик. Слышу, как застучали по тропинке коготки на его лапках. Быстрыми шажками он старается перебежать тропку и спрятаться.

А теперь в своем рассказе попробуйте передать запахи.

- Здесь пахнет свежим воздухом осеннего леса, увядающей травой. Из корзины идет приятный запах съедобных грибов.

Ребята, в лесу есть много того, к чему хочется прикоснуться руками давайте расскажем о тех ощущениях, которые мы поучим, коснувшись чего-либо.

- Я трогаю руками иголки ёжика и чувствую, какие они острые и колючие, а шерсть у зайчика мягкая, тёплая. Шляпки у грибов прохладные и влажные. Прикоснувшись к стволу дерева, ощущаю его твердость и шероховатость. Трава осень жёсткая.

5.Итог занятия. Оценка детьми услышанных рассказов.

Кiлькiсть переглядiв: 1082

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.