doll-persone.blogspot.com
Инклюзивное образование в дошкольном учреждении: участие в социально-педагогических проектах.
Инклюзия – это перемены, а они пугают всех! Так уж устроен человек. Но в данном случае речь идет о правах человека, и мы все равно должны идти навстречу переменам.
В последнее время немало изменений проводится на этом пути, как на уровне законодательства, так и на уровне практики. Внесены дополнения в основные законы Украины о развитии и внедрении инклюзивного образования; создаются условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями на базе дошкольных, общеобразовательных и высших учебных заведений, осуществляется подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды.
Сейчас в стране начали активно работать международные общественные организации, которые помогают украинцам понять, что такое инклюзия. Они занимаются пропагандированием и реализацией проектов направленных на внедрение инклюзивных подходов в образовании в нашей стране.
Специальное дошкольное образовательное учреждение № 36 в этом году на основании подписанного Меморандума о сотрудничестве с Всеукраинским фондом «Шаг за шагом». Приняли участие в международном учебно-практическом тренинге который состоялся с 17 по 19 февраля 2016 года в г. Ирпень.
«Куклы-персоны: педагогический подход для социального и психологического развития ребенка» который проходил в рамках реализации проекта «Создание безопасной инклюзивной среды в школах и сообществах» проект реализуется при поддержке Фонда Чарльза Стюарта Мотта Великобритания и Фонда «Институт Открытого Общества» США.
Тренинг проводил Даниэль Ковак (Венгрия), психолог, тренер Международной Ассоциации «Шаг за шагом».
Метод «Куклы персоны» - это инновационный педагогический подход, направленный на развитие эмпатии у детей, воспитания неприятия дискриминации и несправедливости.
Куклы и их истории, которые они рассказывают - это эффективный, безопасный и интересный прием для обсуждения проблем равенства, который позволяет устранять предубеждения и дискриминационное поведение.
Куклы помогают преодолевать изолированность, поддерживают тех, кто страдает от нее; дают возможность каждому ребенку почувствовать себя частью коллектива.
Занятия с куклами повышают уровень участия детей, развивают навыки активного слушания, побуждают воспитателей принимать ответы каждого ребенка и получать положительную обратную связь.
Кукла персона – это друг детей, а не дидактическая кукла.
Куклы персоны в педагогической практике
• наделены собственной индивидуальностью;
• имеют определенную жизненную историю;
• свои симпатии и антипатии;
• приходят в гости, как правило, во время беседы в общем кругу или в группе;
• вскоре дети принимают их как своих друзей;
* они делятся с ними своими радостями и чувствами.
* Куклы не говорят сами за себя, они шепчут на ушко педагогу, а тот переводит..
Внедряя данную методику в педагогическую практику, мы провели обучение педагогов, ознакомили с данной методикой родительскую общественность и всех неравнодушных педагогов в рамках проведенных мероприятий.
01 марта 2016 года администрация дошкольного учреждения провела семинар для педагогов «Кукла персона».
02 марта 2016 года в специальном дошкольном учреждении состоялась педагогическая практика слушателей курсов КУ «ЗОИППО» «Заведующие ДОУ».
14 марта 2016 года в дошкольном учреждении состоялось заседание родительского комитета ДОУ где родители были ознакомлены с данной методикой.
Также на общем родительском собрании родительская общественность была ознакомлена с используемой методикой.
21 апреля в г. Харькове состоялся очередной учебно-практический тренинг по вопросам внедрения и использования метода “Кукла персона” в экспериментальных ДОУ Украины это Запорожская, Харьковская, Киевская, Донецкая области.
С апреля 2016 года в дошкольном учреждении проходит планомерная работа по внедрению и апробации данной методики.
По результатам работы:
Созданы паспорта для Кукол,
разработаны сценарии встреч Кукол персон с детьми,
Эссе воспитателя,
Эссе практического психолога,
подготовлены обобщающие материалы и отчет по проекту,
проведены рабочие встречи с консультантами / координаторами проекта.
После ознакомления с результатами проделанной коллективом ДОУ работы в рамках проекта консультантом Луценко Инной было предложено продолжить работу с лабораторией проблем инклюзивного образования Института специальной педагогики АПН Украины, по теме: «Теоретико-методическое обеспечение инклюзивного образования дошкольников с особенными потребностями в условиях модернизационных изменений в Украине».
И еще хотелось бы добавить, что ДОУ освоены 20 тысяч гривен выделенных в рамках участия в проекте.
Коментарi