Арт - педагогика для родителей.

/Files/images/art-pedagogka/15.jpg

Эмоциональные проблемы вносят неприятность в жизнь большинства людей. Практически каждый человек время от времени испытывает раздражение, печаль, страдает от чувства одиночества, вины, обиды, повышенного беспокойства или страха. Когда эти чувства поглощают все наше сознание и начинают подавлять все другие эмоции, наша жизнь заметно осложняется.

Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.

По современным оценкам 80% всех физиологических и медицинских проблем включают эмоциональные компоненты (они влияют на работу коры головного мозга, подкорки, вегетативной нервной системы, на иммунную систему...).

Поэтому каждому из нас важно уметь управлять собственными чувствами. И это возможно - так как в основе нашего эмоционального состояния лежат наши собственные мысли, убеждения и поступки, ведь именно мы сами выбираем, какое значение придать собственным мыслям и чувствам, привнося все это в собственную семью. А для ребенка семья - это тот основной институт, где закладываются здоровые эмоции, доброжелательность и правильное мышление (или наоборот).

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Поэтому взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком.

Взаимоотношения родителей с ребенком (и другими людьми), их поступки и эмоциональные проявления - важнейший источник формирования чувств ребенка (радости, нежности, сочувствия и других переживаний), его поведения, отношения к людям и миру.

Эмоциональному воспитанию ребенка нужно уделять внимание не меньше, чем интеллектуальному и нравственному, а то и больше. Здоровые эмоции - это психическое и психо - соматическое здоровье, адекватное восприятие мира, перспективное интеллектуальное развитие, устойчивая нравственная позиция, а также позитивное отношение к жизни и миру.»

Арт - терапия позволяет избавиться от негативных эмоций, реализовать заветные желания...

Теория

Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству.

/Files/images/art-pedagogka/2.jpg

Проще говоря, если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество (рисунок или поделку, стихотворение,сказку) и почувствовать облегчение. Это и есть арт-терапия, но только первый шаг: нарисовать то, что волнует.

Шаг второй: прямо на рисунке изменить ситуацию. Меняя рисунок, человек одновременно меняет и свое внутреннее представление, находит варианты выхода из самой безвыходной ситуации!

Этот процесс можно сравнить с умножением трехзначных чисел в уме. Мысленно перемножить два больших числа очень сложно. Вы можете ломать голову над этой задачей недели, месяцы и годы. А можете умножить в столбик на бумаге. Таким образом вы решите ту же самую задачу, только изобразив ее на бумаге, перенеся из внутреннего плана во внешний.

/Files/images/art-pedagogka/3.jpg

Практика

Например, ребенок боится темноты. Ему кажется, что под его кроватью прячутся монстры и хотят схватить его за ноги (мой личный детский страх). Вы объясняете, что никаких монстров не бывает и даже если бывают, то дома их точно нет. Вы включаете свет и вместе лезете под кровать. Но ничего не помогает – всё равно страшно!

Тогда, чтобы помочь малышу справиться со своим страхом, включаем механизм сублимации: предложите ему нарисовать то самое чудовище, сидящее под кроватью. Таким способом вы перенаправляете энергию страха на творческий процесс.

И вот это чудище перед вами на бумаге ‐ наверняка оно действительно очень-очень страшное! Теперь арт-терапия работает в обратную сторону: вы предлагаете изменить этого монстра так, чтобы он стал добрым и смешным. Творческая энергия преобразует внутренний страх в какое-то новое отношение к темноте. Например, малыш решает сделать его добрым и пушистым – пусть теперь он охраняет его ночью, а не пугает!

Важно!

Очень важно, чтобы ребенок САМ нарисовал свою проблему и САМ придумал, как переделать рисунок, потому что это его собственное внутреннее представление и ваши варианты решения ему вряд ли подойдут.

Основные средства арт-терапии

1. Простой карандаш (или ручка) и бумага

Карандаш и бумага - это основные средства арт-терапии. Обычно работа начинается именно с карандашей. Имея этот минимальный набор, вы уже можете рисовать, сочинять сказки, писать стихи или просто избавиться от скуки практически в любом месте. Это своеобразный набор "Скорой арт-помощи".В дальнейшем по ходу терапии этот набор можно и нужно разнообразить.

2. Стёрка (ластик, резинка)

Многие авторы рисуночных тестов предлагают стерку вообще не давать, чтобы на рисунке было хорошо видно "подправленные" места (именно там и надо искать проблемы, т.к. они вызывают у рисующего затруднения). Однако множественные стирания тоже хорошо видно - иногда бумага протирается до дыр! К примеру, на автопортрете правое плечо может быть нарисовано одной линией, а левое обрисовано несколько раз – именно оно периодически болит у рисующего

3. Цветные карандаши и фломастеры

Цвет передает эмоциональное отношение к нарисованному предмету, а также эмоциональное состояние в данный момент. К примеру, девочка на рисунке семьи всех раскрасила по-разному, и только себя и бабушку - одинаково. Скорее всего, они очень близки.Или ребенок рисует "всё черным", хотя у него набор из карандашей 36 цветов . Это может указывать на подавленность, тяжелые переживания в данный момент.

4. Акварель и гуашь

Краски более экспрессивны, чем карандаши и фломастеры. Они дают больше свободы в выборе оттенка, в движении руки, в размере рисунка. Современные краски легко отстирываются и не причиняют вреда здоровью, если попадут на кожу или даже в рот.

/Files/images/art-pedagogka/4.jpg

5. Пластилин

Всех детей можно условно поделить на тех, кто больше любит рисовать, и тех, кто больше любит лепить. Пластилин отлично помогает выпустить накопившееся напряжение (тянуть, мять, рвать) и позволяет располагать фигуры в пространстве, а не на плоскости,игратьс ними, переставлять и экспериментировать.

6. Пастель или восковые мелки

Масляная пастель очень яркая, дает свободу штрихам и отлично подходит тем, кто не хочет возиться с красками, но любит насыщенные цвета.

/Files/images/art-pedagogka/5.jpg

Дополнительные средства арт-терапии

1. Доска с маркерами или мелками

Хороша для разнообразия. Дети с удовольствием на ней рисуют, но также легко и стирают. Поэтому надо следить за каждым штрихом. Очень удобна для рисования динамично происходящих событий.

Подойдет также и обычная доска для мела с цветными мелками, только она сильнее пачкается и в образовательных учреждениях встречается всё реже и реже. Мелками можно много и с удовольствием рисовать на асфальте!

2.Акварельные карандаши

Отлично подходят для экспериментов в рисовании, а также для очень аккуратных детей, которые боятся испачкаться красками.Акварельные карандаши рисуют как обычные, но на бумаге их можно размыть мокрой кисточкой и получить эффект красок. А еще можно поводить по рисунку мокрой губкой или обмакнуть в воду грифель самого карандаша - и он будет рисовать очень ярко.

3. Пальчиковые краски

Можно рисовать руками, ногами и даже раскрашивать себя самого! Пальчиковые краски очень нужны детям, которым родители не разрешали возиться в грязи и поэтому они "проскочили" важный этап психического развития.

4. Флуоресцентные краски (светящиеся в темноте)

Самое то для преодолениястраха темноты. Темнота становится другом: ведь она делает рисунок таким ярким и красивым!

5. Тесто для лепки (вода + мука + соль)

Прекрасная альтернатива глине! Хорошо держит форму, безвредная, можно обсушить в духовке и потом расписать красками.

6. Тянучка (клей ПВА + жидкий крахмал + пищевой краситель)

Тяни, дави, мни, рви, пачкайся - вымещай агрессию на здоровье!(справа на фото)

7. Ткань

Рисовать можно не только на бумаге, но и на ткани. Можно делать костюмы, раскрашивать старые вещи.Интересный пример есть в статье прострахи врачей и уколов.

8. Цветная бумага

Надоело рисовать на обычной - рисуйте на цветной! На темной бумаге (черной, темно-синей) очень удобно "раскрашивать" темноту, делая ее светлой, красивой, цветной. Особенно удобно для малышей, которые только начинают рисовать.

9. Любые подручные материалы, из которых можно что-нибудь соорудить

Из всего того, что есть в комнате, можно легко построить дом, стену, замок, страну, сцену и использовать в терапевтических целях!

/Files/images/art-pedagogka/7.jpg

№ 1 Как преодолеть страх с помощью рисования

Один из эффективных способов преодолеть страх - это нарисовать его, а потом преобразовать прямо на бумаге во что-то новое. Меняя свой рисунок, человек проделывает огромную внутреннюю работу над своим представлением о пугающей ситуации. Собаки в мире останутся такими же гавкающими и зубастыми, но отношение к ним изменится.

Есть несколько способов нарисовать страх:

1. Нарисовать образ страха. Страх можно изобразить как существо, как предмет, как явление природы и т.д. Иногда представить страх помогают наводящие вопросы: «На что похож твой страх?», «А как он выглядит?», «А как тебе страшно?», «А какой он, твой страх?». Нарисовать портрет своего страха отлично получается у детей с хорошо развитым образныммышлением.

2. Изобразить ситуацию, в которой человек испытывает страх. Самый стандартный подход, нарисовать ситуацию можно просто схематично, поэтому получается практически у всех.

3. Нарисовать ощущение страха, возникающее в теле. Для тех, кто в разговоре описывает свои внутренние ощущения: "всё похолодело", "сердце в пятки ушло", "язык онемел" и т.д.

4. Нарисовать самый первый случай, напугавший человека. Когда в детствебросилась собака, или когдакласс засмеялся над ответом, или когда чуть не утонул.

5. Изготовить маску, сделать костюмстраха или отдельные элементы и превратиться на время в свой страх, поиграть в него. Особенно подходит длястраха темнотыи привидений. Этот вариант нравится детям, которые не любят рисовать.

6. Нарисовать лицо, выражающее испуг, ужас, страх. Такой рисунок очень трудно переделать, придется включить воображение на полную мощность!

Важно!

/Files/images/art-pedagogka/8.jpg

Чтобы преодолеть страх, рисунок не надо стирать, рвать или сжигать. Страх — это часть психики. Если его просто вырвать оттуда, в психике будет дырка, которая заполнится другой проблемой. Лучше заполнить ее самостоятельно, преобразовав страх в какое-то новое отношение - сделать его нейтральным, спокойным, веселым, добрым и т.д. Именно этот образ и закрепится в сознании рисующего.

№ 2 Методика – Мое настроение

Инструкция для упражнения "Моё настроение": нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

Опишите своё настроение словами - какое оно? Детям можно задавать наводящие вопросы: грустное или веселое? От чего такое? Это ожидание чего-то или про прошедшие события? А какое настроение ты бы хотел?

Теперь измените этот рисунок так, чтобы он изображал то настроение, которое вы хотите для себя.Изменить нужно именно этот рисунок, не надо рисовать новый. Можно дорисовать новые детали или зарисовать его полностью, покрутить лист и увидеть с нового ракурса другую картину. Можно порезать и переклеить части в другом порядке, меняйте свое настроение любым способом! Главное - чтобы в итоге получилось именно такое настроение, которое бы вы хотели сохранить на долгое время (например, спокойное или радостное, нежное, или влюбленное...)

/Files/images/art-pedagogka/9.jpg

№3 Рисунок семьи

Почему ребенку некомфортно в семье и как это изменить - один из самых часто задаваемыхвопросов детскому психологу.

/Files/images/art-pedagogka/10.jpg

Тест "Рисунок семьи" предназначен для диагностики внутрисемейных отношений. С помощью рисунка семьи можно выяснить отношение ребёнка к разным членам семьи и то, как он сам ощущает себя в семье, из-за чего переживает или чувствует дискомфорт. Тест может использоваться с того момента, как ребенок научился рисовать отдельные фигуры (следующая ступень после каракулей). Совсем не обязательно рисовать людей: можно нарисовать семью машин, кружков, животных, деревьев, да хоть тортов! Основные показатели: расположение, размер, цвет, штриховка и т.д., - вы всё равно увидите. Если ребёнок уже умеет говорить предложениями - совсем хорошо: можно спросить, что делают члены семьи на рисунке (очень ценная информация).

Итак, инстукция: "Нарисуй (слепи) свою семью". Не надо подсказывать, кого из родственников надо рисовать - ребёнок сам решит: "Рисуй тех, кого ты считаешь своей семьёй". Не следует также указывать на то, что он изобразил кого-то лишнего: двоюродного, или очень далекого, или даже умершего. Не должно быть вопросов типа: "А что ж ты сестру-то не нарисовал?" Ребёнок рисует СВОЁ представление о семье, а не ваше. В норме на рисунке семьи должны быть изображены люди, с которыми ребенок живёт. Обязательно зафиксируйте, в каком порядке нарисованы члены семьи. Обратите внимание, кого он изобразил с трудом (стирал, перерисовывал, долго выводил), а кого - последним.

После окончания рисунка можно задать следующие вопросы:

1.Расскажи, кого ты нарисовал? Где они находятся?

2. Что вы делаете на этом рисунке? (Каждый занят своим делом или деятельность совместная?)

3. Если речь идёт о каком-то событии, то можно уточнить, происходило ли оно в прошлом, или происходит регулярно, или ребёнок мечтает о нём?

4. Как вам там, на рисунке? Хорошо или плохо, грустно или весело, интересно или скучно?

5. Если кого-то на рисунке не хватает, то можно уточнить, где он. Скорее всего, он ушел, уехал или просто остался "за кадром" (не уместился). Важно то, по какой причине он отсутствует.

6. Кто в этой семье самый счастливый и почему? А кто самый грустный и почему?

7. У вас есть несколькобилетовв кино, но кому-то одному не хватает. Кто не пойдет в кино и останется дома?

8. А как тебе там, на рисунке? Что бы ты хотел в нём изменить, чтобы стало лучше?

С помощью этих вопросов необходимо выяснить, какие взаимоотношения нарисовал ребенок: реальные или желаемые. Соответственно будет строиться интерпретация: "у ребёнка близкие отношения с бабушкой" или "ребёнок хотел бы больше общаться с бабушкой".

Интерпритация

Графические показатели:

1. Характеристика фигур.

Если на рисунке изображены не люди (при условии, что ребенок уже умеет рисовать хотя бы "головоногов"), а живые или неживые предметы, то это говорит об эмоциональной напряженности в семье. Но такой рисунок вполне можно интерпретировать по всем показателям.

Фигуры могут быть расположены слишком близко друг к другу (фигуры так близки, что помешали бы друг другу двигаться), на нормальном расстоянии (оптимально) или удаленном (существует дистанция в общении). Расстояние между людьми на рисунке отражает психологическую дистанцию. Фигура, расположенная выше всех, управляет остальными членами семьи. Самая крупная фигура - наиболее авторитетна (важна) для ребёнка, и она не обязательно выше других. Наименее важный член семьи рисуется в последнюю очередь или самым маленьким, в стороне от остальных, может быть нарисован небрежно и даже стёрт.Если у кого-то нарисованы зубы или открытый рот - скорее всего, он ведет себя агрессивно по отношению к ребёнку. Большая фигура, но схематичная, без прорисовки деталей - этот человек значимый, но отношения с ним негативные. К примеру, это может быть отец, которого ребёнок очень боится. Отсутствие у какого-либо персонажа рук или наличие барьера (реки, стены, любого предмета) между ним и ребёнком указывает на трудности в общении с этим человеком.

Большое количество стираний и перерисовок указывает на трудности в отношениях с этим персонажем.

Более подробную информацию об интерпретации графических особенностей можно найти в статье "Значение рисунков".

2. Наиболее близкий человек.

· на рисунке нарисован ближе всех к ребёнку;

· одинакового с ним цвета или в такой же одежде;

· изображен первым;

· нарисован с особой любовью (тщательностью).

3. Изображение себя

· Собственная фигура наиболее выделена (самая яркая, самая большая, наиболее тщательно прорисована) на фоне остальных - эгоцентризм, вся жизнь в семье вращается вокруг ребёнка.

· Маленькая и слабая фигурка в окружении родителей - чувство беспомощности, потребность в защите, скорее всего, гиперопека со стороны взрослых.

· Изображение себя в последнюю очередь или в удалении от других членов семьи - чувство одиночества, отчужденности, низкая самооценка. Отсутствие себя на рисунке семьи - очень сильное ощущение одиночества, отчужденности, ничтожности.

4. Родители

Обычно изображаются вместе, папа слева и повыше, мама справа и пониже. Ребнок из полной семьи может отказаться рисовать того родителя, с которым потерян контакт. Ребенок из неполной семьи может нарисовать отсутствующего родителя, потому что очень желает его возвращения и не принимает реальную ситуацию. Если одна из фигур изображена неестественно большой, то этот родитель подавляет других членов семьи, доминирует над ними.

5. Дополнительные персонажи

Появление на рисунке дальних родственников, друзей, домашних животных, вымышленных персонажей говорит о недостатке общения и внимания внутри семьи. Таким образом ребенок пытается компенсировать эту нехватку.

6. Отказ от изображения члена семьи

Если один из членов семьи (проживающих вместе с ребёнком) не изображен на рисунке, то ребенок испытывает по отношению к нему сильные негативные чувства: злость, обиду, ревность, страх и т.д.. Это может быть как злость на брата, за то, что родители уделяют ему больше внимания, так и обида на папу за то, что он слишком мало общается с ребёнком.

Часто дети "забывают" или просто не хотят рисовать братьев или сестер. Это говорит о чувстве ревности, обиде на родителей, неудовлетворенности их отношением к себе. Скорее всего, родители уделяют "отсутствующему" ребёнку больше любви и внимания, чаще встают на его сторону, сравнивают детей друг с другом, несправедливо разрешают конфликты между ними ("Ты же старше, уступи").

Рассказ о рисунке:

Где находится семья:

дома - самый стандартный вариант;

на природе, на празднике - желание отдохнуть, развеяться, повеселиться, нехватка живого общения с родителями;

в неприятных условиях (в плохую погоду, например) - напряженная, конфликтная обстановка в семье.

Заняты общей деятельностью - признак сплочённости, единства. Заняты каждый своим делом - разрозненность, каждый "сам по себе".

Нарисована ситуция из прошлого - ребёнок использует прошлые приятные события в качестве положительного ресурса, а настоящая ситуация его не удовлетворяет. Нарисована ситуация из будущего - использование мечты как источника позитива, опять же неудовлетворенность настоящей ситуацией.

Что касается вопроса про кино, то тот член семьи, который остался дома - это отвергаемый ребёнком человек. Если отвергаемых нет, то обычно звучат варианты: "Все пойдут", "Тогда никто не пойдет" или "Бабушка, она никогда в кино не ходит". Можно задать контрольный вопрос: "А ты бы хотел, чтобы бабушка тоже пошла?"

Очень важно то, что ребенок хотел бы изменить: поближе к кому встать, кого добавить или убрать, как изменить ситуцию на рисунке. Если ваша цель не только диагностика, но и терапия, то предложите ребенку переделать его рисунок так, как ему хочется, прямо сейчас. При этом вы можете озвучить его желания: "Ты бы хотел чаще видеться с дедушкой", "Тебе хочется поехать на шашлыки всей семьёй" и т.д..

Признаки благополучной семейной ситуации:

· нарисованы кисти рук (пальцы),

· члены семьи держатся за руки,

· смотрят на зрителя (анфас),

· заняты общим делом.

Признаки неблагополучной семейной ситуации:

· отсутствие рук (спрятаны за спину, не видно пальцев),

· фигуры отвернуты друг от друга или изображены со спины,

· изображение членов семьи в виде эмоционально-неприятных существ (змей, скорпионов, червяков и т.д.),

· каждый занят своим делом, не связанным с остальными.

·

№4 Рисуночный тест «Детский сад» с интерпретацией

/Files/images/art-pedagogka/11.jpg

Адаптация ребёнка в детском саду - очень важный этап в жизни всей семьи. Успешная адаптация - залог дальнейшего посещения сада с удовольствием, а не со слезами и бесконечными заболеваниями.

Адаптация в детском саду может занимать от недели до полугода. После длительного пропуска или смены воспитателей и состава группы адаптация происходит заново.

Иногда бывает сложно понять, насколько комфортно чувствует себя ребёнок в детском саду. Часто бывает, что дети не хотят ходить в сад, плачут, цепляются за маму и долго не заходят в группу. Иногда уже через 15 минут они забывают обо всем, включаются в игровой процесс и вечером не хотят идти домой. Очень важно выяснить, где находится причина негативного поведения - в детском саду или вне его (в зависимости от мамы, в неуверенности в себе, в ревности к младшему брату и т.д.).

Узнать, насколько успешно прошла адаптация ребёнка в детскому саду, можно с помощью рисуночного теста "Детский сад". Тем более что интерпретация рисуночных тестов - процесс творческий и полезный для обеих сторон. Малыш сможет выразить свои переживания и волнения, а вы - посочувствовать и помочь ему.

Инструкция: нарисуй себя в детском саду. Никаких пояснений давать не надо, пусть ребёнок рисует то, что он сам захочет.

По окончании рисунка можно задать вопросы:

· Как там, в детском саду на этом рисунке? (грустно или весело, хорошо или плохо)

· Кто изображен на этом рисунке?

· Что они делают?

· Если никого нет, то где они?

· Кто придет первым? Что он станет делать?

· А что ты делаешь на рисунке? А что ты хотел бы делать?

· Если тебя нет на рисунке, то где ты?

Ребёнок может вносить изменения в свой рисунок по ходу этих вопросов. Учитывайте это при интерпретации любых рисуночных тестов: изменения - это желаемая, а не реальная ситуация. Например, сначала на рисунке онигралодин (нехватка общения), а потом с Мишей (с ним он хотел бы дружить).

Интерпретация рисуночного теста "Детский сад"

1. Сюжет рисунка

Предполагаемые рисунки можно условно разделить на три группы:

1. Нарисовано только здание детского сада (внутри или снаружи).

2. Ребенок нарисовал только себя одного или всех, кроме себя.

3. Ребенок нарисовал себя и других людей (воспитателей, детей).

Приинтерпретации рисуночных тестовважно обращать внимание на наличие на рисунках людей. Если людей нет - это ВСЕГДА указывает натрудности в общении. Это могут быть ситуативные трудности (только на этом рисунке) или постоянные (на всех рисунках). При этом ребёнок может страдать по поводу нехватки общения ("Со мной никто не дружит"), а может и вовсе не нуждаться в друзьях (шизоидный тип характера). Расширить круг общения полезно будет в обоих случаях, так как мы живем в обществе и не можем обойтись без общения.

Итак, если на рисунке нет людей, то можно сказать, что адаптация ребёнка в детском саду вообще не произошла. Скорее всего, ему там одиноко, грустно, не с кемигратьи т.д.. Предложите ему дополнить рисунок игрушками, растениями, животными, детьми, воспитателями, сказочными героями, мультяшками - кем и чем угодно, лишь бы там появились радость, движение и жизнь.

Если на рисунке изображен только его автор или, наоборот, все кроме него - то можно сделать вывод о том, что ему пока не удалось влиться в коллектив. В таком случае можно предложить несколько вариантов развития событий:

· Представь, что кто-то из ребят вернулся с прогулки и зашел к тебе в группу. Кто это будет? Что он станет делать? Кто-то еще пришел с прогулки. Кто это? Возьмёте его к себе в игру?

· Представь, что ты пришел в группу, а там уже много ребят (как на рисунке). Что бы ты стал делать? Во чтоиграть? К кому бы подошел? А еще к кому можно подойти?

Малыш можетнарисовать себяна одном рисунке несколько раз: стоит один у окна, сидит рядом с воспитательницей, рисует с Катей,играетс Мишей и т.д. - так у него появится выбор, как повести себя в той или иной ситуации.

Третий вариант - на рисунке 2 и более персонажей, включая самого автора. Ближняя или самая большая фигура - это наиболее значимый для ребёнка человек в детском саду. Значимый - не значит близкий: это может быть самый строгий воспитатель, злой обидчик или лучший друг. Важно выяснить, какая ситуация изображена: дружественная, конфликтная, угрожающая и т.д. Если ситуация негативная - придумывайте выходы. А если позитивная и комфортная, то, поздравляем, адаптация ребёнка в детском саду прошла успешно!

2. Фигуры на рисунке

Интерпретация рисуночных тестов начинается с общего впечатления о рисунке, затем выясняется сюжет рисунка, а потом - переходим к графическим особенностям: изображению фигур, характеру линий, цветовому решению.

Если ребёнок нарисовал себя, стоящим на ковре, на земле - на какой-либо линии, это говорит о том, что он чувствует себя уверенно, "твёрдо стоит на ногах". Если он развёрнут к другим людям лицом - это признак хорошей адаптации в коллективе детского сада, если спиной - плохой.

Если на рисунке присутствует воспитательница, то онаиграетважную роль в жизни ребёнка. Но если у неё рот черный, открытый, с зубами - значит, Ваш малыш переживает из-за ее слов (замечаний, упрёков) и действий (угроз, наказаний): боится,злитсяили обижается. При этом часто оказывается, что воспитатель не говорит "ничего такого уж страшного". Но рисунок - это отражение восприятия ситуации с точки зрения ребёнка. Т.е. для одного малыша услышать в свой адрес"Да что ж за дети-то такие бестолковые!"- ничего страшного, а для другого - очень больно и обидно.

3. Цвета на рисунке

Цвета и штриховка - дополнительные показатели, которые не стоит упускать из виду при интерпретации рисуночных тестов.

Цвета, указывающие на хорошую адаптацию ребёнка в детском саду: желтый, оранжевый, розовый, голубой, синий, зеленый. На плохую адаптацию - черный и серый. А вот красный цвет может быть разным, поэтому лучше спросить у маленького художника, что значит для него тот или иной цвет: "А красный цвет - он какой? Добрый или злой? Грустный или радостный?"

Усиленная штриховка, сильный нажим, перерисовывание и зачеркивание указывают на высокое напряжение и тревогу. Обратите внимание, какие именно детали (предметы, персонажи) ребёнок рисует с трудом.

№5 Рисуночный тест «Кактус»

/Files/images/art-pedagogka/12.jpg

Задание очень простое: "Нарисуй кактус". Пояснения не требуются, свободу фантазии!

Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности для интерпретации цвета.

После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:

1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого дома или в какой пустыне)?

2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?

3. О нем кто-нибудь заботится?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?

5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Интерпретация рисуночного теста "Кактус"

Общие параметры:

Пространственное положение:

Внизу страницы - заниженная самооценка, вверху - завышенная самооценка, на средней линии - адекватная самооценка. Справа - ориентация на будущее, слева - уход в прошлое, по центру - сосредоточение в настоящем.

Размер рисунка:

Менее 1/3 страницы - заниженная самооценка, более 2/3 страницы - завышенная самооценка.

Крупный рисунок, расположенный в центре листа - эгоцентризм, стремление к лидерству.

Маленький рисунок, расположенный внизу листа - неуверенность в себе, зависимость.

Характеристики линий:

Штриховка - тревожность, отрывистые линии - импульсивность, четкие линии - уверенность.

Силу нажима на карандашудобно смотреть с "изнанки" листа:

Сильный нажим - напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый нажим - слабость, снижение настроения.

Специфические особенности:

Иголки(их может и не быть!) указывают на уровень агрессивности. Большие, длинные, толстые, ядовитые означают высокий уровень агрессивности. Направленные вверх - на вышестоящих людей (взрослых, руководство и т.д.), в стороны - на равных (ровесников, того же социального положения), вниз - на младших (слабых, зависимых, детей).

Домашний кактус(в горшке или в помещении) - ценность семьи, домашнего тепла, стремление к защите.

Дикий кактус(растет в пустыне) - чувствоодиночества(если он там один) или потребность в свободе (если там много растений).

Цветок, необычная форма, украшения- женственность, демонстративность (любитбыть в центре внимания).

Наличие выступающих отростков- открытость.

Отростки, зигзаги расположены внутри контура- замкнутость.

"Радостный" кактус, яркие цвета- оптимизм, эмоциональный подъем.

Заштрихованный кактус, темные цвета- тревожность, сниженное настроение.

Наличие других кактусов, растений или животных- экстравертированность (общительность).

Только один кактус(неживые предметы не считаются) - интровертированность (погруженность в себя, замкнутость) или одиночество

№6 Методика теста «Рисунок несуществующего животного»

/Files/images/art-pedagogka/13.jpg

Что-то про «несуществующее животное» слышали, наверное, все. Обычно люди с удовольствием рисуют это самое несуществующее животное, но никто толком не знает, как его интерпретировать, в то время как ответ на вопрос: "А что это значит?" - и есть самый главный.

Чтобы правильно интерепретировать тест, нужно сначала правильно дать задание

Инструкция

Придумай и нарисуй несуществующее животное. Это должно быть животное, которого никогда раньше не было ни в сказках, ни в фильмах, ни в мультфильмах, ни в мифах, нигде-нигде. Это должно быть твое собственное животное - любое, такое, какое ты захочешь.

На все вопросы рисующего Вы или повторяете инструкцию ("А можно нарисовать русалку?" - "Русалка уже была в сказках") или говорите: "Рисуй, как представляешь". Если ребенок все равно рисует уже известное животное, не надо ему препятствовать, вы учтете это при интерпретации параметра "тип животного".

Материалы: лист А4, карандаш средней мягкости и минимум 8 цветов для раскрашивания: черный, серый, коричневый, желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый. При этом можно использовать краски, фломастеры, мелки, карандаши - лишь бы рисовать с удовольствием!

После окончания рисунка нужно задать вопросы, приведенные ниже. В процессе ответов ребенок может дорисовывать или менять что-либо. Эти изменения интерпретируются как "то, что есть сейчас, меняется на то, как я бы хотел".

1. Как это животное будет называться? Придумай для него несуществующее название.

2. Это мальчик или девочка? Сколько ему лет? Это ребенок или взрослый? (животное может оказаться ребенком, даже если ему 100 лет)

3. Где оно живет? С кем? Есть ли у него семья?

4. Что оно ест? Что пьет?

5. Как проходит его обычный день? Чем оно занимается?

6. Есть ли у него друзья? Кто? Как они дружат? (что делают?)

7. Есть ли у него враги? Кто? Почему и как они враждуют?

8. Представь, что твое несуществующее животное встретило доброго волшебника. И добрый волшебник говорит ему: "Я могу исполнить 3 твоих самых заветных желания. Что бы оно загадало?"

После ответов на все эти вопросы у вас получится целая сказка! Ее обязательно нужно записать и сохранить вместе с рисунком.

Интерпретация теста про несуществующее животное

Суть теста РНЖ состоит в том, что человек, получив абстрактное неопределенное задание, ищет ответ в своем подсознании и в результате рисует проекцию себя самого. Проще говоря, нарисованное несуществующее животное - это образ самого себя.

1. Общая характеристика животного.

По типу:

· нарисовано существующее или известное животное (кот, русалка, пегас, единорог) - творческое мышление очень слабо развито;

· животное построено по схеме складывания (например, заяц+крылья или дракон+лев) - творческое мышление слабо развито;

· животное оригинальное (нестандартное) - творческое мышление хорошо развито;

· животное сверхоригинальное (к примеру, перерождающаяся капля) - нестандартное мышление, которое иногда может казаться даже странным;

· человекообразное животное - высокая потребность, заинтересованность в общении;

· в животном соединено живое с неживым (динозавр+самолет) - шизоидность (своеобразие мышления, уход в свой внутренний мир);

· вообще не животное (летающий торт) - нежелание тестироваться, раскрываться, рассказывать о себе.

Животное изображено в фас - открытость к общению, готовность пойти на контакт, живет настоящим; в профиль - самый частый вариант (если смотрит налево относительно зрителя - живет воспоминаниями, если направо - планами и мечтами); со спины - негативизм, уход от общения, тяжелые переживания.

Что делает животное на рисунке:

- спит, лежит, сидит - усталость, потребность в отдыхе при повышенной активности или пассивная позиция, астения, нежелание двигаться;

- стоит - стнадратная поза;

- идет, бежит, прыгает - повышенная активность, подвижность или желание больше двигаться, потребность в активности.

Как отличить, какой вариант из двух правильный? С помощью беседы - чем больше информации о жизненной ситуации рисующего Вы соберете, тем полнее будет интерпретация. И станет понятно, ведет ли человек сейчас активный подвижный образ жизни или только мечтает о нём.

2. Строение тела несуществующего животного.

· Голова. Большая голова указывает на преобладание разума над чувствами. Две и более головы - борьба противоположных тенденций, желаний. Прорисованные ресницы, прическа, украшения говорят о демонстративности (стремлении привлечь к себе внимание, быть в центре событий).

· Туловище. Крупное туловище говорит о большой значимости физической силы. Круглое туловище - признак замкнутости, возможно, нежелания раскрываться перед окружающими.

· Прорисовка внутренних органов (кровеносных сосудов, легких, сердца) является тревожным признаком и может указывать на серьезное нервное расстройство или психическое заболевание.

· Конечности. Руки (передние лапы, верхние конечности) - это орган взаимодействия, общения, контакта с окружающим миром. Отсутсвие такого органа может указывать на замкнутость, а "многорукость" - на повышенную общительность и/или острый недостаток общения. Ноги (задние конечности, нижние лапы) обычно показывают способ передвижения и устойчивость в жизни. Слабые, тоникие ноги - неустойчивость. Но и сильные ноги могут служить, например, для убегания от опасности (как у зайца).

· Хвост. Большой, пушистый или поднятый вверх хвост указывает на сексуальный интерес, важность сексуальной сферы.

· Крылья - признак мечтательности, склонности фантазировать.

· Шерсть. Длинная или пушистая шерсть также характеризует сексуальную сферу как актуальную, важную в данный момент.

· Искусственные (железные, механические и т.д.) части тела всегда являются тревожным признаком и указывают на шизоидность, возможную патологию мышления.

· Органы чувств: глаза, уши, щупальца, усики или что-то другое, помогающее чувствовать изменения в окружающем мире. Большое количество органов чувств или увеличенные размеры какого-то из них указывают на тревожность, ожидание опасности из вне.

Признаки агрессии в животном - это шипы, зубы, рога, когти, колючки и т.д. Агрессивные детали могут располагаться сверху (агрессия направлена на взрослых или вышестоящих), сбоку (агрессия направлена на ровесников, равных), внизу (агрессия направлена на младших, нижестоящих). Агрессия может быть защитной или нападающей - это обычно становится понятно из рассказа об бразе жизни животного.

3. Графические особенности:

К ним относятся размер, расположение на листе, нажим, цвет, штриховка. Графические особенности рисунков интерпретируются одинаково во всех рисуночных психологических тестах и подробно описаны в статье прозначение рисунков.

4. Рассказ о животном.

Возраст: в норме совпадает с возрастом рисующего, если младше - нежелание взрослеть и брать на себя ответственность, если старше - желание получить больше свободы, самостоятельности, возможностей.

Живет один, в уединении, очень далеко, в неблагоприятных условиях и при этом несчастен - одиночество, отсутствие близких эмоциональных контактов. Если живет один и прекрасно себя чувствует - это скорее усталость от социальной жизни и желание побыть одному, наедине с собой. Живет с семьей - близкие семейные связи, живет с друзьями - желание больше времени проводить со сверстниками, вне семьи.

Еда: если ест обычную человеческую еду, то беспокоиться не о чем. Если ест людей - это серьезный признак агрессии (возможно, скрытой) (можно уточнить, каких именно людей, чтобы узнать, на кого эта агрессия направлена), ест что-то отвратительное (грязь) или несъедобное (воздух, камни) - шизоидность. Ничего не ест - моральное истощение, закрытость (если представить образно, то не пускает внуть себя даже еду).

Отсутствие друзей, равно как и дружба "со всеми" - признак одиночества и отсутствия значимых крепких социальных связей. Очень полезен вопрос: "А как они дружат?" - с помощью него можно выяснить положение рисующего: ведомое, ведущее или равноправное, а также его представление о дружбе вообще.

Наличие врагов, нападающих на несуществующее животное, говорит о чувстве опасности, страхе нападения и, возможно, реальной угрозы (травля со стороны одноклассников). Враги, на которых нападает само несуществующее животное - это те люди, на которых он хотел бы направить свою агрессию. Враги могут быть больше него (сильнее, старше), меньше (слабее, младше) или такими же (ровесники).

Три желания - это то,чего больше всего хочется в данный момент. Желания могут быть "бытовыми" (больше игрушек, велосипед), личными (найти друга) или глобальными (чтобы не было войны). Обычно дети называют свои желания вполне искренне и прямо, но бывает, что уходят от ответа, называя стандартные желания. В любом случае, вы можете задать уточняющие вопросы: "А зачем ему это?", "А что будет, когда это желание исполнится?" и т.д..

Самый главный вывод, который можно получить из рассказа - это что ему мешает быть счастливым.

Работа после теста

Можно не останавливаться на интерпретации теста и пойти дальше - к решению проблем с помощью арт-терапии, т.е. мы будем делать наше несуществующее животное счастливым. Для этого мы будем исполнять его желания!

Важное правило арт-терапии - не стирать детали и не рисовать другой рисунок, а дополнять, перекрашивать, видоизменять этот. Если несуществующему животному не хватает друзей - нарисуйте их здесь же, желательно в динамике (а что они могли бы делать вместе?). Если не хватает места - приклейте лист к этому рисунку, расширьте свои возможности, ведь мир огромный!

Вы можете менять и дополнять рисунок до тех пор, пока животное не станет счастливым, а его жизненная ситуация - благоприятной.

№6 Рисуночный психологический тест «Человек»

/Files/images/art-pedagogka/14.jpg

Психологический тест "Человек" специалисты часто используют как в повседевной практике, так и в процессе тестирования будущих первоклассников. Его разработал К. Маховер в 1946г. на основе теста Гудинаф–Харриса "Нарисуй человека".

Какую информацию может дать психологический тест "Человек"?

1. Представление о себе

2. Образ тела человека

3. Уровень интеллекта (при определении уровняготовности к обучению в школе)

Инструкция:"Нарисуй человека" (любого, как хочешь). Если цель теста - определение уровня интеллекта, то можно дать задание: "Нарисуй человека в полный рост так хорошо, как ты умеешь". Важно обращать внимание на то, какие детали ребенок стирает или обводит несколько раз - это так называемые "проблемные зоны".

Материалы:лист А4 (обычно располагают вертикально) и простой карандаш средней мягкости (М или 2М). Резинку специально не предлагают, но дают по просьбе рисующего.

Вопросы после завершения рисунка:

1. Кто этот человек? Сколько ему лет?

2. Что он делает на этом рисунке? Где он находится?

3. Чем он занимается (учится, работает)?

4. Что он любит и что не любит?

5. Есть ли у него семья, друзья, враги?

6. О чем он мечтает?

7. Тебе он нравится? Что бы ты хотел в нем изменить?

Рисуночный психологический тест "Человек": интерпретация

1. Представление о себе (Я-концепция)

Размер фигуры и расположение в пространстве (общие правила дляинтерпретации рисунков):

- человек расположен в центре листа и занимает примерно 2/3 страницы - адекватная самооценка;

- маленькая фигура (меньше 1/3 страницы) ниже средней линии - заниженная самооценка, неуверенность в себе, сниженное настроение;

- маленькая, но выше средней линии - компенсаторно завышенная самооценка, сниженное настроение;

- огромная (больше 3/4 страницы) - завышенная самооценка, эгоцентризм, тревога.

Фигура смещена влево - человек ориентирован на прошлое ("живет воспоминаниями"), вправо - на будущее ("живет мечтами и надеждами"), находится в центре - на настоящее ("здесь и сейчас").

Фигура неустойчива, наклонена в сторону - неуверенность; стоит устойчиво, на какой-либо линии - уверенность, "твёрдо стоит на ногах".

Изображен человек своего пола - адекватная идентификация. Противоположного пола - существует очень значимый, подавляющий человек или косвенный признак гомосексуализма.

Рассказ о нарисованном человеке отражает существующее или желаемое положение рисующего. Соответственно, интерпретация ответа "у него много друзей" будет "достаточно социальных контактов" или "не хватает социальных контактов". Как отличить? Если какая-то деталь подчеркивается или игнорируется, это указывает на трудности в этой сфере: "У него ОЧЕНЬ много друзей" или "Насчет друзей не знаю". Особенное внимание уделите вопросам № 6 и 7 - ответы на них отражают истинные волнения и переживания рисующего.

Голова - сфера мышления и отношения к себе. Соотношение пропорций головы и тела указывает на соотношение духовоного и физического в человеке.

Руки - символ взаимодействия с окружающим миром, общения с другими людьми. Если руки спрятаны, прижаты к телу, плохо прорисованы - общение затруднено.

Ноги - ощущение собственного положения в мире: устойчивого и прочного или шаткого и слабого.

Украшения, ресницы, прическа - артистичность, демонстративность, желание быть в центер снимания.

2. Образ тела человека

Рисунок отражает представление о человеческом теле, поэтому "проблемные зоны" будут нарисованы с напряжением (сильный нажим, стирания, множественные линии), пропущены (только намечены) или выглядеть странно, неадекватно. Например:

· на лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.

· нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.

· нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.

· нет туловища или туловище в виде палочки.

· нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.

· нисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.

· нет ступней.

· нет одежды и нет никаких половых признаков.

· голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.

· подчеркнуты половые признаки или половые органы.

Признаки психической патологии:

· части тела отделены от туловища (не соединены с ним),

· в тело человека встроены неживые предметы (соединение живого с неживым),

· изображен не человек (робот, монстр и т.д.),

· полное стирание или закрашивание лица или всей фигуры,

· прозрачные детали (сквозь одну видно другую) (до 6 лет - нормально),

· нарисованы внутренние органы.

3. Интеллект

Уровень интеллекта оценивают по детализированности рисунка.

Основные детали: голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги - за каждую начисляется 2 балла. Парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна.

1 балл ставят за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) добавляют еще 1.

За пластический (обтекаемая фигура, мягкие линии) способ изображения – 8 дополнительных баллов; за промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) – 4; если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставят 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.

Таким образом, минимальная оценка – ноль, максимальная (при наличии всех перечисленных деталей и при пластическом изображении) – 30. Ориентировочные возрастные нормы приведены в таблице:

Возраст Баллы
3г6м-4г 4г1м-5лет 5л1м-6л 6л1м-7л 7л1м-8л 4-13 8-17 14-22 18-25 20 - 26

/Files/images/art-pedagogka/6.jpg

Кiлькiсть переглядiв: 1759

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.